АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

О ПРОФЕССИИ "ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ"

В последнее время набирает обороты новая специальность «перинатальный психолог». Считается, что это направление молодое, новое, не до конца изученное. И многие, приходя в эту область не до конца понимают, где начинаются и где заканчиваются границы этой профессии, где и как можно применить полученные знания. Говорить о сфере применения можно очень много. Но на практике ситуация немного другая. Чтобы помочь будущим специалистам определиться с выбором, и вообще понять для себя: «Кто же все таки перинатальный психолог?», М.Е. Ланцбург-руководитель программы профессиональной переподготовки по перинатальной психологии МГППУ попросила студентов факультета « Психология образования» и слушатей курса повышения квалификации по перинатальной психологии поделиться своими мыслями по этому поводу…Ответы студентов на такие вопросы как: «Как Вы применяете знания, полученные по перинатальной психологии?», «Чем занимается перинатальный психолог?» позволят Вам сделать соответствующие выводы.



Заболотная Диана

Одним из многих направлений в работе перинатального психолога является психологическая помощь женщине во время родов. Но, на мой взгляд, это одно из наиболее важных направлений в его работе. Ведь не секрет, что роды требуют от женщины максимального физического и психического напряжения, а течение родов во многом определяет физическое и психологическое состояние женщины и ребенка (всей семьи) в постнатальный период, а иногда и на многие годы. Роды – событие, влекущее перемены в жизни матери и вообще в жизни родителей даже большие, нежели в жизни ребенка (Д.В. Винникотт). Трудно переоценить значимость грамотной психологической помощи в этот ответственный момент. Во-первых, во время родов многие женщины испытывают тревогу, связанную с дефицитом информации о происходящем с ней, тревогу из-за неуверенности в своих силах, из-за беспокойства по поводу своего здоровья или здоровья ребенка. Врачи не всегда могут найти время поддержать женщину, и это не совсем входит в их обязанности, ведь их забота – жизнь и физическое здоровье матери и ребенка. Поэтому присутствие и грамотная помощь перинатального психолога помогает:

- наладить психологический контакт между женщиной и медицинским персоналом, (таким образом, присутствие психолога помогает не только женщине, но и врачам в их сложной и ответственной работе);

- ликвидировать дефицит информации по поводу того, что и как происходит с женщиной в данный момент и что ей предстоит (снизить тревогу),
- помогает женщине применить различные техники релаксации (дыхание, массаж, визуализация) для того чтобы уменьшить физическое и психическое напряжение, справиться с болью, преодолеть усталость и мобилизовать свои силы;

- почувствовать доверие к своему телу и природе родов, ощутить целесообразность и гармоничность всего, что происходит в естественных родах (принять боль)

- если на родах присутствует отец, не получивший соответствующей подготовки к партнерским родам, помочь ему включиться в процесс родовспоможения, ощутить свою нужность и важность в этом семейном событии (ведь для мужчины самым тягостным является бездействие и пассивное ожидание);

- принять всю врачебную помощь в нужном объеме без агрессии к врачам и разочарования в себе (если у женщины была жесткая установка на естественные роды без медицинского вмешательства).

- помогает установить первый контакт матери (отца) с новорожденным (способствует формированию привязанности);

- помогает осознать и прочувствовать всю важность и неповторимость момента рождения ребенка и рождения Матери (Отца), их первого контакта c ребенком;

- помогает женщине пережить первую стадию переживания горя (шок, ступор, протест) в случае смерти ребенка в родах;

Таким образом, целью работы перинатального психолога в родах является: оптимизировать течение, продолжительность и результат родов с учетом ресурсов данной конкретной женщины, снизить количество акушерско-гинекологических вмешательств.

Психологическую помощь в родах можно считать одним из профилактических мероприятий, направленных на предотвращение соматических и нервно-психических расстройств у матери и ребенка (Добряков И.В.)


Инга Друпене

С бесконечной теплотой и уважением вспоминаю Марину Евгеньевну Ланцбург, Галину Григорьевну и наших девушек психологов- они дали мне в руки факел знаний и навыков, щедро делились всем, что знали. После прохождения моего обучения изменилось все – моя работа, компетенция, цели, направление, взгляд. Получила только всего, что вернулась богатой — пребогатой, и до сих пор дарю это всем, кому интересно. А если не интересно – делаю так, чтобы заинтересовать. 5 лет у нас в стране психологической учебы не дали ни крошки того, что получила у вас за этот месяц. Низко кланяюсь специалистам и девочкам. Вернулась и стала бороться за курс подготовки беременных к родительству и родам в роддоме, где работаю. Бороться в прямом смысле слова, наверняка знаете сколько бюрократии надо перешагнуть. А я была одна. Прошли годы –присоединились 2 акушерки, кинезитерапевт, доктор неонатолог. Слава богу – менялся директор, для этого понадобилось меньше сил и времени, чтоб доказать нужду этого дела. Команда работала в свободное время, за свой средства –пока очередь на учения продлилась 4 мес. вперед. Наконец, переходя все трудности – «Школу для будущих родителей» в сентябре в нашем роддоме официально открыли. Вот сколько вы в меня «загрузили». Помогло Ваше любезное дарование знаний, любовь к своему делу, еще – показание некоторых методов ( очень ценно). Хотелось бы еще и еще. Только вот далековато…Конечно есть трудности, которыми приходиться сталкиваться. Конечно – с бюрократией сложнее всего. Ведь наш город даже не столица, а вот имеет –впрочем, в столице по моему такого еще нет — «Школу для будущих мам и пап ». Мало знаний у персонала. Это создает некий скептицизм по поводу нашей работы. Трудно найти помещение, чтобы рядом был туалет и др. Всем, почему то кажутся, что школа – не обязательна. К тому же беременные пары плывут волной (народ освещать легче, чем умный персонал)Хотя курс платной, другим даже приходится отказать. Еще раз спасибо за ваше знания и время! Если будете что – то читать в Латвии, Калининграде или дай Бог – в Вильнюсе, просьба информировать меня, очень хотелось бы. С глубоким уважением, Инга Друпене, психолог, консультант по перинатальной и родительской психологии, Литва.


Дружинина Наталия

Как ни странно, для моего возраста, но только сейчас я сподобилась, собрав всю свою волю в кулак, получить высшее образование. И вот этот сладостный миг близок, — скоро, скоро защита диплома, да не одного, а сразу двух. Недостача знаний вообще и психологии (почему-то?), в частности, повлекла за собой упоение обучением сразу в двух пересекающихся, по сути, областях. Первая — это психология образования; вторая — перинатальная психология. Где связь?

Ну, во — первых, русский народ не ошибался, когда глаголил истину «повторенье — мать ученья». Безусловно, курс по перинатальной психологии обеспечил меня недюжим багажом доселе неведомой мне информации. Но были и не новые для меня темы, но преподносимые другими преподавателями. В этом интерес, — когда, казалось бы, одна и та же информация транслируется по-разному.

Ну, преподаватели курса — это отдельная тема. Любая лекция — шедевр! Жаль, что нужно было конспектировать. Ах, как хотелось погрузиться в информацию с головой, наслаждаясь подачей материала лектором (господа, рекомендую, — не пожалеете, в любом случае!).

Да, так о полученных знаниях. Вне всяких сомнений спектр знаний расширился; информация в голове структурировалась. Было сделано много открытий, в частности, что, идея о появлении в семье ребенка, точнее, мотив, который двигает женщиной (или супругами)- это, во многом, отправная точка. Какую цель преследует женщина, изъявляя желание забеременеть? — от этого зависит характер переживания беременности, течение беременности, роды, отношение к ребенку. Целый клубок, разматывая который, в ходе, например, консультации, можно понять истоки проблем, которые появляются на жизненном пути любой семьи, где есть ребенок (проблемы личностного, социально-эмоционально характера, взаимодействия в семье, в детско-родительских отношениях).

Кроме теоретических знаний, к счастью, пополнился багаж практических умений и навыков: помощь в ситуации какой-либо утраты, методы и методики психотерапевтической работы как с беременными женщинами на протяжении всего срока беременности и в родах, так и в постнатальный период.

Работая педагогом-психологом в детском саду, обучение на данном курсе — это неоценимый опыт для лучшего понимания особенностей развития ребенка, особенно в младенчестве и раннем возрасте, а также для понимания отправной точки тех отклонений в развитии ребенка, которые, к сожалению, есть, которые необходимо увидеть и понять причину их появления. Повторюсь, что знания, полученные в ходе обучения на курсе помогают мне в ходе консультирования родителей, обращающихся в запросами, касающихся отклонений в поведении ребенка, нарушении детско-родительских отношений и т.п.

Спасибо! С уважением ко всем преподавателям курса, Дружинина Наталия

Александра Грищенко

Как я использую знания, полученные на программе профессиональной переподготовки, в своей работе — работе дошкольного психолога в центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции? На первой встрече с семьей, имеющей ребенка дошкольного возраста, я провожу тщательный анализ раннего развития ребенка и семейной ситуации. После обучения арсенал активно используемых мной диагностических методик значительно увеличился. Я научилась под разными углами видеть предъявляе­мую семьей проблему, видеть большее число возможных причин, приведших к сложившейся ситуации. На этом этапе работы с семьей мне особенно помогают полученные знания по гинекологии и акушерству, нормальному и девиантному протеканию беременности и послеродового периода, по формированию мате­ринской сферы и связи стиля протекания беременности с типом взаимодействия в системе мать-ребенок, нормальное и отклоняющееся раннее развитие ребен­ка, знания по психосоматике, видам привязанности и др. Следующий этап моей работы с семьей включает обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком, совместную работу над устранением возможных причин, приводящих к сложившейся иногда даже психотравмирующей для ребенка семейной ситуации. Мои возможности как специалиста расширились после обучения и в этой области. Знания по семей­ной терапии, по коррекционной работе с семьями, имеющими ребенка с угрозой формирования искаженного эмоционального развития, по работе с людьми, перенесшими утрату и пр. помогают мне лучше справляться со своими обязан­ностями.


Трипольская Светлана

Я много общаюсь с семьями, где только что появился ребенок. Чаще всего это семьи, в которых родился первенец. Поэтому у родителей возникает очень много вопросов, ответы на которые не всегда можно получить у участкового педиатра. В силу специфики моей деятельности(я занимаюсь грудничковым плаванием и консультированием по уходу за новорожденным ребенком)я оказываюсь в этих семьях, когда ребенку около месяца(иногда и раньше).К этому сроку у родителей всегда накапливается масса разнообразных вопросов. Из разных, так сказать, областей. И тут очень радует то, что очень многому нас научили на курсах. Пригождается буквально все-и возрастная психология, и семейное консультирование, и психотерапия, и все-все остальное. Эти знания помогают «считывать информацию».Обладая ими лично мне стало проще общаться с людьми. В свою очередь, при общении с молодыми родителями, я стараюсь отвечать на все интересующие их вопросы, всегда даю им понять, что не бывает «глупых» вопросов или «неважных».Все, что связано с их ребенком -не может быть второстепенным и оставленным без ответа.


Суворова Елена

Новые, интересные и полезные знания нашего курса я применяю в своей работе и личной жизни. Работая учителем-логопедом в детском саду для детей с ЗПР и лекотеке, я занимаюсь с разновозрастными детьми. У нас много детей с особыми потребностями, весьма разнообразные родители, у каждого своя семейная история. Выстраивая свою коррекционную работу, первое с чего я начинаю – это сбор анамнеза. Здесь я использую знания по гинекологии и акушерству, по психологическому развитию детей раннего возраста. Зная основы клинической психологии, я могу направить ребенка на дообследование с целью уточнения диагноза. При консультировании родителей я теперь обращаю внимания на их ресурсы, на диадическую систему. С некоторыми родителями я провожу методики по онтогенезу материнской сферы (анкеты, рисуночные тесты). Когда на консультацию приходят родители с бабушками, дедушками, я использую знания из семейной психотерапии. С помощью моих новых знаний я точнее оцениваю взаимодействие матери с ребенком, семейные отношения, место ребенка в семье и т.д., на основе чего могу дать более четкие рекомендации и эффективнее выстроить коррекционно-развивающий процесс. Знания из данного курса я повсеместно применяю и вне работы. Просвещаю знакомых, а также коллег по работе, по теоретическим и практическим знаниям из курса, рекомендую литературу.


Евгения Косенкова

Я работаю школьным психологом. Ко мне часто на консультации приходят родители с просьбой помочь им и наладить контакт с ребенком. После обучения угол зрения на проблемную ситуацию расширился. Теперь я могу учитывать информацию о формировании материнской сферы, протекании беременности и послеродового периода обратившейся матери. Анализировать стиль протекания беременности и тип взаимодействия в системе мать-ребенок и, соответственно, вид привязанности. На основе полученных результатов диагностики я теперь имею возможность составлять коррекционно-развивающую программу для обратившейся семьи, дающую возможность наладить контакт родителям с ребенком. Так же, в работе, несомненно, мне помогают знания по семейной терапии, по работе с людьми, перенесшими утрату, и многое другое.
Обучение перинатальной психологии открыло мне новые горизонты знаний и методик, о которых я раньше и не подозревала, но которые очень эффективны, и помогают мне справится со многими проблемами в моей работе.


Трошина Елена

Я работаю педагогом-психологом в детском саду в группах для детей с общим недоразвитием речи. В своей работе часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители обращаются за помощью к психологу, которую в свою очередь видят в воздействии специалиста на ребенка с целью изменения его поведения. Между тем мне как специалисту понятно, что поведение ребенка, его эмоциональное состояние зачастую связано с семейной ситуацией. А чем меньше возраст ребенка, тем с большей вероятностью сложившаяся ситуация обусловлена стилем взаимодействия матери с ребенком (разлад в системе материнско-детских отношений, эмоционально-личностном общении).В решении проблемы адаптации ребенка к дошкольному учреждению я рассматриваю тип привязанности, стиль взаимодействия в системе мать-ребенок, учитываю данные по стилю протекания беременности. Знания, полученные на курсах перинатальной психологии в области индивидуального и семейного консультирования, в психологии беременности, родов, родительства, детской, медицинской и семейной психологии помогают мне глубже и многограннее рассматривать предъявляемые проблемные ситуации разного характера, распознавать возможные причины, приведшие к ним, составлять план коррекционной работы с семьей с учетом значительно расширившегося арсенала методик, достигать большего положительного эффекта в своей работе.


Оленина Юлия

В процессе обучения, я сама стала мамой! И знания, полученные мною в рамках программы по перинатальной психологии в первую очередь я применила на себе! Очень помогли знания психологии беременной, о важности положительного эмоционального настроя в родах, самопомощи в родах и принятии боли, о важности кормления грудью в формировании привязанности, а так же правильной организации деятельности помощников. А мои знакомые, отдавая в сад своих малышей получили от меня информацию о правилах подготовки ребенка и важности настроя не только чада но и самого родителя. Благодаря полученным знаниям по перинатальной психологии хочу работать не посредственно перинатальным психологом занимающемся ведением групп беременных женщин по подготовке к родам и уходу за младенце


Ольга Перцева

Получив логопедическое образование со специализацией «Ранняя логопедическая помощь и коррекция» сначала работала педагогом дополнительного образования по логоритмике у детей раннего возраста в ясельных группах. Работа заключалась в активизации речевой активности малышей третьего года жизни по средствам музыки и движений. В основном работа велась при помощи воспитателей. Родители крайне редко включались в педагогический процесс. Сейчас мне предложили вести логоритмические занятия у детей от 5 месяце до 2, 5 лет, прибывающих в группах ЦИПРа (Центра Игровой Поддержки Ребенка), где на каждом занятии присутствуют малыши с мамами. Получив разносторонние знания в области перинатальной психологии на курсах переподготовки, начала более осознанно понимать, как влияет семейное окружение не только на речевое, но и на общее развитие малышей. Именно поэтому после непродолжительного времени от начала занятий, групповых и индивидуальных бесед с мамочками предложила руководству новую схему деятельности ЦИПРа – приглашать на занятия не только матерей, но и отцов. А так как пока только у меня была возможность проучиться на курсах переквалификации по перинатальной психологии, то было принято решение проводить эксперимент на логоритмических занятиях, проводимых мной. Таким образом, устраиваются не только «дни семьи», когда на занятия приходит вся семья: ребенок, мама и папа, но и «отцовские дни», когда отцы приводят детей на занятие и учатся играть с ними под руководством специалиста, а матери могут отдохнуть и заняться своими любимыми делами (это обязательное условие – могут пойти к подруге, к парикмахеру, в театр и пр.). Тем самым на логоримических занятиях стимулируется не только речевая активность малышей, но и выстраиваются теплые дружеские отношения и между супругами, и между родителями и детьми, которые учатся взаимодействовать и играть со своими малышами, а также получать от этой деятельности обоюдное удовольствие.

В ходе опроса и анкетирования мы выявили, что мамы начали отмечать положительную динамику взаимоотношений в семье: папы начали тоньше понимать трудности своих жен, занимающихся уходом и воспитанием малышей, ценить их труд и предлагать свою помощь, чаще начали подходить к своим детям и играть с ними; а сами матери – начали более радостно принимать и ценить материнство, грамотно использовать внешние и внутренние ресурсы, которые в том числе активнее начали предлагать папы и наша служба, что меня не может не радовать, как начинающего специалиста в области перинатальной психологии. В свою очередь, как логопед замечу, что и сами малыши стали охотнее играть с обоими родителями и уже сами каждый в силу своей возрастной и индивидуальной особенности развития начал более активно включать речевую деятельность для общения и взаимодействия со своими самыми любимыми взрослыми. На этапе этой экспериментальной работы с родителями и семьей в целом особенно помогают полученные знания по формированию материнской сферы и связи стиля протекания беременности с типом взаимодействия в диадной системе «мать-дитя», по нормальному и девиантному протеканию беременности и послеродового периода, по особенностям онтогенеза и дизонтогенеза детей младенческого и раннего возраста, по роли привязанности и ее видам поведения, по психологическому сопровождению на первом году жизни ребенка, по семейной и индивидуальной психологии и психотерапии, даже иногда приходится применять знания полученные в области гинекологии и акушерства и др.Буду надеяться, что знания, полученные в процессе обучения, будут грамотно применены и помогут не только деятельности ЦИПРа, как структуры дошкольного образования, но и семьям, которые нуждаются в поддержке и обращаются за помощью.

Читать комментарии в Livejournal 
Программа профпереподготовки по перинатальной психологии
Программа повышения квалификации по перинатальной психологии



Ближайшие курсы
20-21 мая |  Москва
Скидка до 25 апреля!
Обучающий семинар для психологов, занимающихся диагностической и психокоррекционной деятельностью.
2-3-4 июня |  Москва
Скидка до 25 апреля!
Семинар направлен на формирование базовых умений психологической работы с семейными (супружескими и детско-родительскими) проблемами. Программа включает теоретическую подготовку, отработку практических навыков в ходе тренинга, разбор клинических случаев, по запросу участников — супервизии.
12-13-14 мая |  Москва
Для психологов, имеющих опыт работы в других областях психологии, начинающих консультативную деятельность, а также, просто желающих повысить свою профессиональную компетенцию.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
●  Аспирантура МГППУ
●  Магистратура МГППУ
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
Подпишитесь на анонсы курсов и новости Центра
Email рассылки Блог Psymama.ru Страница Psymama на facebook Psymama ВКонтакте