АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЖИВУЩИХ И ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО

Г.И. Брехман
проф., д.м.н.

Доклад на конференции по проблемам перинатальной психологии и медицины
Иваново, 21.05.98

С началом ХХ-го столетия началось бурное развитие генетики. Исследования позволили предположить, что информация, заложенная в генах, включает в себя не только память о структуре тела человека, но и о психологической структуре предшествующих поколений. Последняя треть ХХ-го века явилась началом научных исследований психической жизни человека до рождения, формирования той области знаний, которую стали именовать пренатальной и перинатальной психологией.

Догадки чувствительных женщин о том, что их ребенок еще до рождения что-то понимает и откликается на их чувства и мысли, получили научное подтверждение. Это стало возможным благодаря достижениям науки и техники, позволившим заглянуть в полость матки. До последнего времени ребенок в матке был закрыт от взора человека и люди полагали, что он глух и нем, ничего не видит и ничего не чувствует. Парадигма XIX века состояла в том, что развитие идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму. При этом органы и системы растут и развиваются, чтобы сразу после рождения начать функционировать.

Действительность разрушила эти представления: формирующаяся структура немедленно проявляет свою функцию. Все системы: кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения, др. -по мере формирования и созревания начинают функционировать с различной интенсивностью и в различном объеме. То же относится и к органам чувств: кожная чувствительность обнаруживается уже с 7 недель от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата — с 12, вкусовых сосочков — с 14, органов зрения и слуха — с 16–18 недель, то есть задолго до рождения органы чувств человека уже способны воспринимать информацию из окружающего мира. Ученые обнаружили, что структура мозга младенца в 24–28 недель от зачатия соответствует его структуре у доношенного ребенка и взрослого человека. И мы подошли к самому ключевому вопросу: о функции мозга неродившегося ребенка.

Научные исследования, проведенные в области эмбриологии, психонейроэндокринологии позволили прийти к заключению, что с момента своего формирования нервная система, мозг участвуют в регуляции функций всех органов и систем неродившегося ребенка. Органы чувств, тесно связанные с мозгом, по мере своего формирования начинают функционировать и воспринимать раздражители, что сопровождается соответствующими реакциями со стороны других органов. Наши исследования показали, что музыкальное воздействие на орган слуха неродившегося ребенка вызывало изменение его сердцебиения.

Как известно, мозг обеспечивает психическую жизнь человека. проявлением чего является конкретное и абстрактное мышление, эмоции, память, интеллект и другое — все то, что позволяет человеку воспринимать этот мир и активно с ним взаимодействовать. Первые доказательства наличия психической жизни человека до рождения были получены при изучении путей взаимодействия матери и ребенка: при этом были выделены 3 пути — гуморальный, поведенческий и психологический (Verny T.). Гуморальный путь был доказан многочисленными научными (Fedor-Freybergh P. и др.).

Наиболее ярким по своим проявлениям является поведенческий путь. С ним мы встречаемся повседневно: ребенок чутко улавливает поведение мамы и своими движениями дает ей знать — легкими касаниями или пинком «приятно ему это поведение или нет.
Наименее исследованным является психологический (телепатический) путь. Установлено, что ребенок чутко реагирует на мысли матери, на изменение ее эмоций. Он реагирует на это своим поведением (толчками), и беременные женщины нередко сообщают результаты самонаблюдений: «Когда я нервничаю, ребенок начинает пеня пинать или сильно двигаться».

Многочисленными исследованиями психологов, психоаналитиков, психотерапевтов установлено, что информация, полученная неродившимся ребенком, фиксируется в его памяти (Grof S. и др.). Эта информация в сочетании с базовой, генетической обусловливают психологические и поведенческие особенности человека. Если она имеет негативное содержание, то появляющиеся особенности могут осложнять жизнь индивида, нарушать его взаимоотношения в социальной среде, способствуют вовлечению его в конфликты большей или меньшей степени выраженности. 'Можно полагать, что осевшие матрицы могут не соответствовать приобретенной в процессе жизни философии и это погружает человека в состояние неосознанного внутреннего конфликта, выражающегося недовольством собой, окружающими, неустойчивым настроением со склонностью к депрессивным реакциям, др.

Психотерапевты начали поиск путей по избавлению человека от негативных матриц и тут же столкнулись с проблемой сопротивления. Люди не хотят возвращаться в пренатальный период, не хотят вновь пережить ту боль, которую испытали однажды. Кстати, психотерапевты обнаружили сопротивление даже у людей со спокойным пренатальным периодом и пришли к выводу, что люди вообще не хотят вновь проходить этот период своей жизни. Хотя блаженство, испытанное человеком при желанной беременности, когда его еще до рождения любит мать и окружающие, заставляет его сожалеть об утраченном при встрече с неприятным в этой жизни. Как сказал Миша Ж., 3 лет: «Мама, пусти меня обратно в свой животик — мне там было так хорошо…» Взрослые так не говорят. Дети более непосредственны и не думают о том, что кто-то может над ними посмеяться и с недоверием отнестись к их памяти о жизни до рождения.

Можно выделить несколько актуальных проблем, берущих свое начало до рождения человека. Прежде всего, это проблема нежеланных детей. Полагают, что эмоциональные ощущения у еще неродившегося человека зависят от эмоционального состояния матери. Последнее, в свою очередь, обусловлено ее психологическими особенностями, взаимоотношениями с социальной средой: мужем, родственниками, сослуживцами и др., а также с социальноэкономическими событиями жизни. Все это создает условия для явного или скрытого отвержения своего ребенка, а отсутствие знаний о том, что ребенок хорошо улавливает это отношение к нему, не дисциплинирует мышление родителей и невольно формирует в обществе группу нежеланных людей. У нежеланных людей, помимо различных отклонений в состоянии здоровья, обнаруживается целый ряд психологических особенностей, которые нарушают их адаптацию в социуме. Они конфликтны, стремятся выделиться, обратить на себя внимание, что является их способом самоутверждения, они склонны к асоциальным поступкам, могут включаться в хулиганские, преступные компании (Matejcek Z. Et al, Захаров А.И. и др.).

Нежеланные дети, прошедшие в лоне матери первую школу ненависти и отвержения, уносят эти чувства с собой и «пользуются» ими с различной частотой и различным эффектом. От этого страдают они, их семья и общество в целом.

К этой проблеме тесно примыкает проблема приемных детей, которые на бессознательном уровне улавливают, что воспитывающая мама не является их биологической мамой. Они встречаются с противоречием между отвержением, испытанным ими в перинатальном периоде, и любовью, которой их одаривают приемные родители. Иными словами, философия жизни, окружающая их после рождения, вступает в противоречие с той, на которой они воспитаны до рождения. Это лежит в основе их внутреннего конфликта, что определяет мышление и неосознанное, провоцирующее поведение, которым они как бы перепроверяют любовь к ним родителей, опасаясь вновь быть отвергнутыми, что делает их трудноуправляемыми и неуживчивыми в семье. Не случайно такие дети, подростки убегают из семей или семьи нередко стараются их пристроить в различные образовательные, воспитательные учреждения. Треть приемных детей демонстрирует другой стиль поведения: любвеобильность до приторности (Verny T.). Согласно нашим наблюдениям, родители нередко испытывали горькое разочарование в связи с неожиданным поведением своих приемных детей: информация, полученная ими до рождения, оказывалась не корригируемой воспитанием после рождения.

Особой и мало изученной проблемой является формирование сексуальной ориентации людей, которая может быть нарушена чрезмерными амбициозными желаниями родителей получить ребенка определенного пола. Наши наблюдения совпадают с данными литературы (Соtlег М.): если пол неродившегося ребенка не соответствует острым желаниям матери, то у него в последующей жизни обнаруживается поведение, более характерное для человека противоположного пола.

Генез страхов и фобий, отравляющих жизнь многим людям, до сего времени остается неясным. Возможно, перинатальная психология поможет расшифровать их суть. Так, наши наблюдения позволили подойти к объяснению боязни змей у некоторых людей, в частности родившихся с обвитием пуповины вокруг шеи.

Развивающаяся перинатальная психология затрагивает многие стороны жизни человека. Она открывает новые возможности для избавления людей от страданий, которым не было до сих пор разумного объяснения. Верно и то, что трудности психотерапии, связанные с необходимостью преодолевать, казалось бы, алогичное сопротивление ей, идущее от бессознательного клиента, делают актуальной проблему недопущения появления негативных мыслей у матери, которая является первой экологической средой нового человека. Если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осознанное движение в направлении оздоровления общества. В этом скажется наша прозорливость и мудрость, и мы избежим шанса оказаться очередными временщиками.
Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, согласно которому общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье (психическое и физическое) каждого зачатого человека. В свете этого следовало бы вспомнить и возродить многие народные обычаи, которые получают новое и убедительное звучание. Они всегда были направлены на создание зоны комфорта вокруг беременной, на максимальное устранение психотравмирующих раздражителей, поступающих через сознание и органы чувств. Можно предположить, что формирующееся общественное мнение позитивно отразится на частоте прерываний беременности и будет способствовать улучшению психического и соматического здоровья не только детей, но и родителей.
Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения. Они же призваны уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.

Третьим обязательным аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на два ключевых теоретических вопроса: каким образом информация (психическая, эмоциональная) поступает от матери к неродившемуся ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению ряда психологических проблем живущих и предупреждению таковых у будущих поколений людей. Это знание определенно внесет гармонию в жизнь человеческого общества и экологию Земли в целом.
Это наша первая областная конференция по перинатальной психологии и медицине. Она проводится под девизом «Экология Земли -Экология Лона — Экология Земли». Девиз конференции включает в себя два фрагмента. 1-й — «Экология Земли — Экология Лона» — обращает внимание людей на то, что вредные природные, производственные, социально-психологические факторы нарушают физическое и психическое развитие человека еще до его рождения: «враждебная экология формирует враждебное Лоно». 2-й — «Экология Лона « Экология Земли» — содержит предупреждение: враждебное Лоно рождает человека, враждебно настроенного к социальной среде и окружающей Природе.

Девиз конференции одновременно и НАПОМИНАНИЕ: мы все в ответе за того, кто формируется в Лоне Матери, и УТВЕРЖДЕНИЕ: мы знаем пути улучшения своей среды обитания. Это ПРИЗЫВ ко всем людям: сделаем все, от нас зависящее, для создания гармоничных взаимоотношений МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, между ЧЕЛОВЕКОМ и ПРИРОДОЙ.

Ближайшие курсы
22 декабря (10.00-14.00) |  
Данный мастер-класс будет полезен тем, кто ведет или собирается вести занятия для беременных или набирает специалистов-ведущих для открытия своих курсов.
17 декабря (10.00–15.00) |  
Рисунок «Куб в пустыне» относится к ассоциативным техникам, позволяющий не только увидеть полную картину жизни клиентки или пары, планирующих беременность, но также выявить вероятные причины затруднений в различных сферах жизни и дать прогноз на развитие ситуации.
1 сессия: 18-24 декабря, 2 сессия с 30 января - 7 февраля. |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы