АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ОТНОШЕНИЕ БЕРЕМЕННОЙ К ШЕВЕЛЕНИЮ РЕБЕНКА: ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С.166 — 169

Г.Г Филиппова
Институт молодежи

Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности
Тезисы к докладу на III всероссийской конференции по психотерапии

В психологии и психотерапии беременности особый интерес представляет возможность прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения и проектирование психологического вмешательства. В этих целях разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности. Одним из факторов, учитывающихся в диагностике, является выраженность соматического компонента беременности и отношения к нему женщины. При сравнительном изучении переживания беременности у «благополучных» беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц (В.И. Брутман, М.С. Радионова). Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству (P.M. Shereshefsky и др.). В психоанализе и микропсихоанализе при анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка (Г.Роттман, Т. Верни, С. Фанти и др). Эти исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний беременной шевеления ребенка и интерпретации своих физических и эмоциональных состояний в разных культурах (М.Мид, B.Berns и др.) дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления отклонений от адекватной модели материнства.
Для подтверждения такого предположения использованы материалы наблюдений за взаимодействием матерей с младенцами (12 пар), данные психологического консультирования матерей с детьми дошкольного возраста (34 пары), беременных (60 женщин, состоящих на учете в женской консультации Северо-Западного округа г. Москвы) и 30 рожениц (материалы совместной работы с ЦПЗ РАМН). Использованы методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективные методики и др.

Для описания переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целях целесообразно отделить эти показатели от имеющихся определений (отношение к беременности, принятие, удовлетворенность и т.п.), так как полноценное выделение типов отношения к беременности требует комплексного подхода (применение личностных, онтогенетических и т.п. методов диагностики). Наиболее адекватным представляется определение «стиль переживания беременности». В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

  • Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16–20 недель, переживается положительно-эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.
  • Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
  • Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
  • Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
  • Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
  • Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста. Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения (по А.Д. Кошелевой) и уровнем эмоционального благополучия ребенка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком (Г.Г. Филиппова). Т. о. переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.

Эмоциональное сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенкомТезисы к докладу на III всероссийской конференции по психотерапии

Эмоциональное развитие ребенка начинается на ранних этапах онтогенеза. Исследования материнско-детского взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии показали, что есть две основных функции положительных эмоций:

  1. Поддержание оптимального стенического состояния (тонизирующая функция). После рождения это обеспечивается взаимодействием со взрослым.
  2. Регулирующая функция положительных эмоций в мотивационном обеспечении процесса деятельности. Эта функция также развивается при взаимодействии со взрослым, который выделяет и эмоционально означивает цели и результаты действия в процессе совместно-разделенной с ребенком деятельности.

Менее разработанной является проблема конструктивной роли отрицательных эмоций (как самого ребенка, так и матери). Функции этих отрицательных эмоций можно рассматривать в двух аспектах: освоение ребенком способов овладения и управления своими отрицательными эмоциональными состояниями и использование отрицательных эмоциональных состояний для регуляции взаимодействий с миром.

Представляется полезным выделить три проблемы, связанные с функциями отрицательных эмоций в развитии ребенка:

  1. Деструктивная роль отрицательных эмоций, возникающих в состоянии дискомфорта (как физического, так и эмоционального), и развитие способности ребенка справляться с ними (необходимость переживать дискомфорт с «верой и надеждой» на его устранение). В отечественной литературе этот аспект отражен в исследованиях М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой, М.В. Колосковой, У.В. Чудиновой, О.В. Баженовой, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелевой и др., в зарубежных исследованиях в психоанализе, теории привязанности, «object relation» (Э. Эриксон, К. Хорни, D. Winnicott, M. Mahler, M. Klein и др.). Во всех случаях признается, что неадекватное эмоциональное поведение матери затрудняет и нарушает способность ребенка управлять своими отрицательными эмоциями, а также способность устанавливать адекватные формы взаимодействия со взрослым.
  2. Конструктивная роль отрицательных эмоций, возникающих в результате фрустрации достижения цели, и обеспечивающая возобновление попыток и поиск новых способов достижения цели (мотивационное обеспечение достижения цели). Этот аспект в зарубежной литературе рассматривается в рамках мотивации достижений: Х.Хекхаузен указывает на роль положительных эмоций как самого ребенка, так и матери, в переводе отрицательных эмоций, возникающих в цикле достижения цели (депрессивная фаза отказа от цели) из деструктивной в конструктивную функцию. В теории «object relation» возникновение фрустраций ожиданий ребенка в фазе омниопотенции позволяет ему разделить «внутреннее и внешнее население». В отечественной литературе подобный механизм развития регулирующей функции эмоций анализируется В.В. Лебединским.
  3. Конструктивная роль отрицательных эмоций в освоении ребенком культурных способов удовлетворения потребностей (процесс «социализации»). Такой подход существует в психоанализе (анальная фаза психосексуального развития), у Э.Эриксона (появление стыда и сомнения в раннем возрасте) и др. В качестве конструктивной функции в построении отношений с миром можно рассматривать появление у ребенка боязни новых людей и объектов в конце первого и второго полугодия жизни. Роль запрещающих воздействий взрослого в формировании инициативности, развитии самосознания ребенка рассматривается Н.Н. Авдеевой.

Роль матери в развитии регулирующих функций как положительных, так и отрицательных эмоций состоит в сложном и дифференцированном реагировании на эмоциональные состояния ребенка, гибко изменяющемся по ходу взаимодействия. Задачей данной работы является выявление структуры и особенностей эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком и его функций в развитии регуляции деятельности ребенка. Использованы материалы наблюдений за взаимодействием матерей с младенцами (12 пар в возрасте от рождения до одного года), данные, полученные в процессе психологического консультирования матерей с детьми дошкольного возраста (34 пары), беременных (60 женщин, состоящих на учете в женской консультации Северо-Западного округа г. Москвы) и 30 рожениц (материалы совместной работы с ЦПЗ РАМН). Использованы методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективные методики и др.

Выделены три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком: 1) эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние; 2) реакция матери на выражение положительных эмоций ребенком; 3) эмоциональные поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка. Каждый из компонентов может быть выражен по-разному. Описаны четыре основных типа реагирования матери:

  1. Адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу «делового сосредоточения и уверенности»; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; при устранении отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, «продвигающие» к моменту удовлетворения потребности ребенка.
  2. Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать синтонирует его состояние.
  3. Игнорирование эмоций ребенка. Выражается в поведении по типу «формального общения», может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребенка и процесс взаимодействия.
  4. Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка и процесс взаимодействия.

Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери. Генезис этого стиля зависит от истории развития материнской сферы женщины, причем одной из основных составляющих этого развития является реакция матери на компоненты гештальта младенчества (набор физических, поведенческих, результативных проявлений ребенка). Возрастные изменения гештальта младенчества обеспечивают динамику развития материнского стиля эмоционального сопровождения. Эта динамика также может быть разной, что зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства. Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения матери: 1) развивающий тип; 2) тип «следования за гештальтом младенчества»; 3) неадекватный тип.

Описанные стили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребенку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированно отнестись к формам и способам психологического вмешательства.

__________________________________________________________________________________________________________

Ближайшие курсы
22 декабря (10.00-14.00) |  
Данный мастер-класс будет полезен тем, кто ведет или собирается вести занятия для беременных или набирает специалистов-ведущих для открытия своих курсов.
17 декабря (10.00–15.00) |  
Рисунок «Куб в пустыне» относится к ассоциативным техникам, позволяющий не только увидеть полную картину жизни клиентки или пары, планирующих беременность, но также выявить вероятные причины затруднений в различных сферах жизни и дать прогноз на развитие ситуации.
1 сессия: 18-24 декабря, 2 сессия с 30 января - 7 февраля. |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы