АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

О НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЯХ ОНТОГЕНЕЗА БАЗОВЫХ КАЧЕСТВ МАТЕРИ

Журнал «Перинатальная психология и психология родительства»,-Москва, № 4–5, С. 49 — 63

Исенина Е.И.

доктор психологических наук, профессор кафедры пси­хологии и английской филологии Ивановского Госуниверситета.

1. Постановка проблемы

В многочисленных исследованиях качеств матери и материнства ис­пользуются различные понятия, относящиеся к онтогенезу. В исследова­ниях материнства и качеств матери используются понятия «фактор», «этап», «предпосылки», «условия», «движущие силы». Однако отсутствует сравнительный анализ этих и других понятий по отношению к онтогенезу ба­зовых качеств матери. Чтобы рассмотреть понятия, связанные с развитием базовых качеств матери, необходимо вначале определить понятие базовых качеств матери.

Качества матери изучались в различных направлениях психологии: психоаналитическом, бихевиористском, в социальной психологии, культурной антропологии, гуманистической психологи, психолингвистике, соконструктивистском направлении [22, 28, 18, 27, 26, 30 и др.]. Это такие каче­ства как «чувствительность», «теплота», «принятие», «доступность», «эм-шия», «стимуляция ребенка», «контроль», детскость речи матери, ее син­хронизация и подстройка под ритм и уровень развития младенца и др. [8]. В отечественных исследованиях качества матери (значимого взрослого, родителя) как субъекта развития общения ребенка изучались в зави­симости от изменения ведущей деятельности ребенка [11, 13]. В концеп­ции Б.Д. Эльконина родитель рассматривается как посредник в присвое­нии ребенком культурных значений и смыслов [21]. Были выделены такие качества посредника как мотивация к обучению ребенка, знания об иде­альных формах действий в каждом возрасте, умение привлекать и удержи­шь внимание ребенка, развивать его умения, давать ребенку самому воз­можность использовать строящиеся навыки, умение матери справляться с натуральными не-действиями [9].

В результате анализа теорий культуры нами было выдвинуто предпо­ложение о том, что для осмысления сущности качеств матери необходимо обратиться к системе, которая их определяет — к анализу функций родителя в культуре. Функция родителя в культуре — передать культуру следующему поколению не только с целью ее сохранения, но и развития [2, 8]. Качества матери (родителя) позволяют ребенку не только усваивать куль­туру, но и развивать ее, активно преобразовывать смыслы и значения куль­туры в собственные смыслы. По отношению к ребенку культура как осо­бенное реализует общее — родовые качества человека в единичном — ин­дивидуальности ребенка. Базовые качества матери — это основопола­гающие качества, имеющие решающее значения для развития ребенка как представителя рода Ното 8ар1еп8, члена культурного сообщества и инди­вида [7,9]. Если индивидуальные качества ребенка представляют собой еди­ничные, присущие ему неповторимые особенности, то культурологические характеристики являют особенное. Оно выражает общее — родовые качества человека в его единичном реальном воплощении [20, с. 183, с. 469].

Было выделено два вида базовых качеств: качества матери как субъек­та общения, связанные с личностным отношением к ребенку (Я-Ты) — «принятие», «отзывчивость» и качества матери как субъекта обучения, характеризующие отношение матери к миру (Я-Мир). В младенческом воз­расте — это качества «субъект обучения общению» и «субъект обуче­ния действиям с предметами». Качества матери как субъекта обучения связаны с развитием умений и навыков ребенка в ведущей деятельности. Мы полагаем, что обучение ребенка и деловое общение с ним зависит от личностного отношения матери к индивидуальности ребенка [7, 8, 3, 17].

На основании анализа качеств матери и ее взаимодействия с младен­цем, в отечественных и зарубежных исследованиях были выделены харак­теристики базовых качеств и их операциональные параметры, апроби­рованные в работах Е.В. Попцовой и Т.И. Барановской [3, 17]. Рассмотрим качества матери и их характеристики.

Принятие — включает безусловное эмоционально теплое отношение к ребенку.

Отзывчивость выражается: во внимании матери к действиям и коммуникациям ребенка, в эмпатическом понимании чувств, мыслей и состояний ребенка, адекватном реагировании на его действия, эмоции с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в уважении индивидуальности ребенка, его интересов, привязанностей, мнений, что исключает постоянное раздражение матери и примене­ние к ребенку физических наказаний, а также в содействии матери с ребенком в общении и действиях с предметами.

Качество матери «субъект обучения общению» включает такие ха­рактеристики как:

  • мотивация матери,
  • умение матери устанавливать внимание ребенка к предмету разговора,
  • организовывать очередность в разговоре с ним,
  • (правильно дозировать порцию самостоятельного разговора ребенка (соответственно его возможностям),
  • исправлять ошибки малыша и поддерживать его,
  • побуждать к продолжению разговора, обучать его принципам обработки лингвистической информации и
  • развивать его лингвистические умения.

Качество матери «субъект обучения действиям с предметами» включает в себя

  • мотивацию матери развивать ребенка,
  • умение матери устанавливать внимание ребенка к предмету деятельности
  • правильно дозировать новую информацию,
  • давать указания соответственно уровню развития и возможностям ребенка,
  • исправлять его ошибки,
  • поощрять его действия,
  • побуждать к самостоятельному решению поставленной задачи.

Для рассмотрения условий, причин, факторов, этапов (стадий) развития качеств матери необходимо разграничить эти понятия.

2. Понятия «причина», «условие», «фактор», «этап» развития

Условие — это то, от чего зависит нечто другое [20, с. 628, 707]. Условия бывают необходимые и достаточные. Достаточные условия — те условия, изналичия которых с необходимостью следует существование данного явления. Необходимые условия как общие достаточные условия имеют место всякий раз, как только возникает обусловленное явление (20, с.707)

Условие — это нечто внешнее для явления. Более широкое понятие причины включает как внутренние, так и внешние факторы [20, с. 707].

Причина — это явление, действие, которое производит, определяет или вызываетдругое действие — следствие [15, с. 353]. Выделяют полную необходимую причину, которая всегда или в любых условиях вызывает свое следствие, и частичную причину, которая способствует наступлению следствия лишь в случае объединения с другими условиями [13, с. 288]. Причинность отличается от других форм связей, соотносящих два явления, тем, Она предшествует следствию и сосуществует вместе с ним, видоизменяя его. Это — внутренняя связь между тем, что уже есть и тем, что порождается или становится [20, с. 531–532].

Говорят также о предпосылках, факторах, этапах развития какого-т явления. Предпосылки — это предварительные условия развития [16] с. 371]. Фактор — это причина какого-то явления, причем не просто причина, а его движущая сила, то есть наиболее важная причина [16, с. 834]] Этап — это отдельный период, ступень, стадия развития процесса или явления [16, с. 751].

Онтогенез как процесс развития индивида включает в себя стадию эмбриогенеза (развития зачатка, зародыша), фазу созревания, взрослого состояния и старения. Базовые качества матери у индивида также имеют свой онтогенез и важно определить, что является зачатком («эмбрионом») базовых качеств, что — собственно качеством, что — условием, причиной, движущей силой их развития. Для этого необходимо обратиться к сущности качеств, внутренним закономерным общим содержанием, раскрываем! в этом понятии. Важно ответить на вопрос: является ли отношение к ре­бенку у беременных женщин фактором развития материнства или зачат ком, то есть первоначальным этапом развития качеств матери, или одно» из стадий развития собственно качеств матери?

Вероятно, при обсуждении этого вопроса следует опираться на следующие существенные характеристики базовых качеств матери и процес­са их развития:

  • базовые качества служат для развития индивидуальности ребенка, его качеств как представителя человеческого рода и культурного сообщества;
  • если говорить об особенностях осуществления матерью целей развития ребенка, то исследования показывают, что развитие этих качеств ребенка происходит во взаимодействии ребенка с матерью в деятельности по]отношению к объектам окружающего мира.

Очевидно, для того, чтобы сравнить особенности качеств матери во время и после беременности, необходимо сравнить особенности взаимодействия матери с ребенком во время и после беременности, а также сравнить состав качеств до и после рождения ребенка.

3. Сравнение взаимодействия матери с ребенком до и после рождения ребенка

К концу первого триместра беременности, как указывает Г.Г. Филиппова [19, с. 66–68], у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма. Исследования показывают, что в первом триместре беременно­сти выраженность соматических и эмоциональных переживаний у матери само по себе не определяет успешности беременности. Дифференциация положительной и отрицательной стимуляции у ребенка возникает при тактильной стимуляции, не зависящей от матери. Стресс или устойчивое со­стояние тревоги отрицательно влияют на развитие беременности также только через физиологическое состояние матери.

Желанность беременности и положительное отношение к будущему появлению ребенка в первом триместре беременности помогает матери по­ложительно интерпретировать и переносить неприятные изменения в со­стоянии женщины в этот период. Таким образом, в первом триместре от­сутствует не только непосредственное взаимодействие между матерью и ребенком, но отсутствует и влияние матери, не опосредствованное фи­зиологическими функциями ее организма. Однако именно в первом три­местре уже появляется положительное отношение к своему ребенку и пред­ставление о нем.

Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребен­ка — удовольствие — неудовольствие — изменяется в зависимости от собст­венного эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. Во второй половине беременности ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональ­ные состояния матери. Поскольку во второй половине беременности ребе­нок постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции — и внутриутробной и внешней, он реагирует на структурированные высоко­частотные звуки. После 20 недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24–26 не­дель — на тактильную и слуховую стимуляцию. Вероятно, именно в этот период ребенок уже может различать тактильную стимуляцию как сущест­вующую вне него. В этом периоде, считают исследователи, можно гово­рить о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели — изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Это — начало развития механизмов переживания успеха-неуспеха в достижении целей [19, с. 77]. Как считает Г.Г. Филиппова, на этой стадии закладывает­ся начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности, а также стиля мотивации достижений.

Итак, в отличие от первого триместра, в котором не было прямого, не опосредствованного организмом матери, взаимодействия с ребенком, во второй половине беременности при научении возможны отдельные виды прямого звуко-двигательного и тактильно-двигательного взаимодействия матери и ребенка (голос матери — тактильно-двигательный ответ ребенка, Движение матери — тактильно-двигательный ответ ребенка). Особенности этого взаимодействия заключаются в том, что оно происходит лишь в том случае, если мать положительно относится к ребенку и хочет научить его общаться с ней. Инициатива в общении идет от матери, а у ребенка, вероятно, реализуются потребности в комфортном эмоциональном состоя­нии и в новых впечатлениях, он также активен.

Вследствие отсутствия зрительного восприятия партнеров и ограни­ченности тактильного восприятия ребенка представление о ребенке у ма­тери носит скорее виртуальный характер, а у ребенка имеются лишь не­дифференцированные тактильно-звуковые представления о матери. Зри­тельная недоступность партнера общения и окружающего мира препятст­вует более быстрому развитию ребенка. С 22 недель у ребенка развиты все формы чувствительности, и он может успешно развиваться вне организма матери, что открывает большие еще неиспользуемые возможности для рас­ширения взаимодействии с матерью и познания окружающего мира.

Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с мате­рью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым пу­тем — через гормоны матери в крови.

Таким образом, во втором триместре при положительном отношении матери к ребенку с помощью научения ребенка мать развивает некоторые виды прямого взаимодействия с ним, однако вследствие отсутствия зри-; тельного восприятия взаимодействие на эмоциональном уровне осущест­вляется опосредствованно — через гормоны матери.

В третьем триместре, который сензитивен для образования индивиду­альных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее. сердца, характеристикам родного языка, музыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, песням, развивается избирательность к культурным особенностям пищи [19]. В конце третьего триместра у ребенка формируется устойчивый сенсорный образ мира и его изменений, в котором разделяется стимуляция от собственной активности вне ребенка, что, как считает Г.Г. Филиппова, является преддиспозицией, основой стимула-объекта, удов­летворяющего потребности ребенка в эмоциональном комфорте после рождения. Исследования показывают, что те части мозга (лимбическая сис­тема), которые мотивируют научение и действия, развиваются раньше, чем анализаторы и контролеры тонких движений (в неокортексе) [29]. Такимобразом социальное и когнитивное научение зависит от развития эмоционально-мотивационной сферы неродившегося ребенка, от эмоциональной поддержки матери, что делает роль матери, ее положительного отношения и общения с ребенком еще более важными.

Итак, в третьем триместре мать при ее положительном отноше­нии к ребенку и желании взаимодействовать с ним может способство­вать развитию его способностей, индивидуальных и культурологических характеристик. Образ ребенка у матери вследствие общения с ним раз­вивается. Исходя из особенностей развития отношений матери с ребен­ком в течение беременности, можно предположить развитие у матери таких базовых качеств как принятие, отзывчивость к ребенку, мать как субъект обучения и их характеристик. Насколько эти качества отлича­ются от базовых качеств матери после рождения ребенка, и какое место они занимают в онтогенезе базовых качеств матери, могут показать ре­зультаты экспериментального исследования.

4. Исследование базовых качеств матери в третьем триместре беременности

Задача данного раздела — рассмотреть результаты изучения особен­ностей базовых качеств матери в третьем триместре беременности, чтобы определить, какое место они занимают в генезисе развития качеств мате­ри. Качества матери во время беременности могут являться:

  • условиями (предпосылками) или причинами развития базовых качеств матери после рождения ребенка;
  • первоначальной (эмбриональной, зародышевой) ступенью развития базовых качеств матери;
  • промежуточной ступенью развития собственно базовых качеств матери.

Наше исследование базовых качеств матери (КаМа) в третьем триме­стре беременности являлось частью лонгитюдного изучения развития сис­темы базовых качеств матери, начиная с третьего триместра беременности и в периоды развития ребенка 3–4 мес., 7–8 мес., 12–13 мес., 6 лет. Экспе­риментальная группа состояла из 29 первородящих матерей в возрасте от 19 до 35 лет с различным социоэкономическим статусом [3, 10].

Методикой изучения КаМа в третьем триместре беременности служи­ло изучение представлений беременных женщин о функциях матери и ее отношении к ребенку. Для выявления этих представлений использова­лись проективные методики: рисунки «мой ребенок в настоящем», «мой ребенок в будущем», а также ассоциативные методики для выявления ассоциаций к словам «ребенок», «мать» и определения этих слов [10, 3].

Использование свободных ассоциаций и определений дает возможность провести содержательный анализ личностных смыслов, которые имеют сло­ва «ребенок», «мать» для беременных женщин. При свободном ассоциа­тивном эксперименте испытуемые не ограничены в выборе возможных ассоциаций. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделить и некоторые неосознаваемые компоненты значения (В.П. Петренко) Предполагалось, что в индивидуальных семантических! компонентах значений данных слов-стимулов, а значит, в значениях ассоциаций и определений слов имеются некоторые значения базовых КаМа.

Данные показывают, что имеется соответствия между качествами матери, выраженными в ассоциациях и определениях к словам «ребенок» »; «мать» и базовыми качествами матери и ее характеристиками. Наиболее выражено в период беременности качество «принятие», имеются и некоторые характеристики «отзывчивости» — «эмпатия», «внимание», «уважение индивидуальности», среди них в наибольшей мере — «эмпатия».

Представления о матери как «субъекте обучения» почти не выражены. У беременных женщин нашей выборки имеются представления о матери как «субъекте воспитания» и «субъекте ухода за ребенком». В этих пред­ставлениях отражена субъектность матери и почти не отражены желания и умения женщин развивать ребенка в различных видах деятельности и общения. У наших будущих матерей представление о том, что ребенка надо развивать с первых дней и месяцев его жизни, не являлось значимым. Лишь несколько женщин имели ассоциации «игра», «играть», «инициатор в детских играх». Вероятно, если бы в нашу группу входили женщины, которые имели бы другой, более антропоцентрический, гуманистический подход кребенку и обучали бы своего еще не родившегося ребенка взаимодейст­вию, результаты анализа качеств матери «отзывчивость» и «субъекта обучения» были бы другими.

Таким образом, можно говорить о следующих особенностях качеств: матери в период беременности:

  • в период беременности представлены все виды базовых качеств матери и ряд их характеристик;
  • почти отсутствуют характеристики и мало представлены качества матери, проявляющиеся во взаимодействии ребенка лицом к лицу с матерью и с предметами окружающего мира;
  • качества матери и их характеристики существуют относительного не реального, а виртуального, воображаемого ребенка;
  • при наличии этих качеств во время третьего триместра беременности закладываются основы для развития ребенка как индивида, представителя человеческого рода и культуры.

Наличие всех качеств матери, ряда характеристик качеств, основ их функций в развитии ребенка как индивида, представителя рода и культуры, возможности развития качеств матери при другом, более антропоцен­трическом подходе к развитию ребенка свидетельствуют о том, что качест­ва матери во время беременности являются начальной, первичной стадией развития базовых качеств матери — их протокачествами. Особенно­сти их характеристик определяются особенностями среды обитания неро­дившегося ребенка и его взаимодействия с матерью. Вероятно, протокачества должны оказывать влияние на развитие базовых качеств матери в воз­растной период развития ребенка 3–4 мес.

4. Связь протокачеств матери в третьем триместре беременности с базовыми качествами матери, взаимодействующей с ребенком в возрасте 3–4 мес.

В нашем лонгитюдном исследовании развития качеств матери [3] бы­ли выявлены связи между протокачествами матери и базовыми качествами матери в период развития ребенка 3–4 мес., чтобы выявить, насколько протокачества в третьем триместре беременности могут предсказать качества матери.

Для этого были вычислены коэффициенты корреляций между данны­ми, характеризующими протокачества, и данными, характеризующими ба­зовые качества матери в период развития младенца 3–4 мес. Были рассмот­рены лишь статистически значимые корреляции (связи с вероятностью от 95% до 99%). Были определены 33 корреляции (см. Рис. 2 [3, с. 95]). В таблице используются следующие обозначения: КаМа— качества матери, ХКаМа — характеристика качества матери, СОО — субъект обучения об­щению, СОДП — субъект обучения действиям с предметами.

Данные Рис. 1 свидетельствуют о том, что ряд выделенных нами протокачеств матери, действительно, могут служить предсказателями буду­щих базовых качеств матери.

Можно сделать вывод о том, что определенные протокачества матери в третьем триместре беременности могут служить индикатором опреде­ленных базовых качеств матери и их характеристик тогда, когда младенцу исполняется 3–4 месяца.

Исходя из данных таблицы, можно сделать выводы, что:

  • имеется лишь несколько однозначных соответствий (эматия-эмпатия и субъектность — ХКаМа СОО) между протокачествми и базовыми качествами матери в период развития ребенка 3–4 мес.;
  • все протокачества оказывают влияние на развитие базовых качеств матери в возрастной период 3–4 мес.

Протокачества

Качества матери и их характер в возрастной период 3–4 мес.

Принятие (положительное отношение)

ХКаМа СОДП

[9г].

ХКаМа СОО

[1г]

Эмпатия

ХКаМа СОДП

[4г]

Эмпатия

[1г]

КаМа Принятие

[1г]

ХКаМа СОО

Р'Ь

КаМа СОО

Пг]

ХКаМа Отзывчивость

Рг]

Уважение индивидуальности

ХКаМа СОДП

[1г].

Субъектность

ХКаМа СОО

[»г]<

Адекватное реагирование

[1г]

Эмпатия

[1]

Рис. 1. Связи между протокачествами матери в третий триместр беременности и качествами матери в возрастной период 3–4 мес.

Малое число однозначных соответствий, вероятно, свидетельствует о том, что после рождении ребенка вследствие изменения жизненной среды и особенностей взаимодействия с матерью, а также вследствие измене­ний представлений матери о ребенке от виртуальных к реальным протока­чества матери развиваются и изменяются. Наряду с этим наличие множественных корреляций дает возможность предположить, что и протокачества, и базовые качества матери имеют своей основой ценностные смыслы, связанные с ценностью материнства и ребенка. Вероятно, благодаря этим смыслам наблюдается связь и происходит преобразование первичных качеств матери у неродившегося ребенка в базовые качества матери взаимодействующей с младенцем.

Итак, функционирование базовых качеств матери начинается во время беременности женщины. Что же является условиями, причинами, факторами развития качеств матери? В исследованиях готовности к материнству выявлены так называемые факторы, важные для развития материнства: положительная эмоциональная реакция женщины на беременность, принятие себя в роли матери, особенности ее личности; супружеские отношения; опыт взаимоотношений, с родителями в семье; социально-экономический статус женщины; социальная поддержка; положительный образ ребенка во время беременности, установление общения с ним [3, 4, 5, 11, 14, 19 и др.]. Если провести знали; этих факторов с точки зрения понятий «условия», «причины», «факторы» «протокачества» матери», то, вероятно, положительная эмоциональная ре акция матери на беременность, на будущего ребенка и положительный об' раз будущего ребенка свидетельствуют о протокачестве принятия у матери. Особенности личности матери, в которые входит принятие себя в рол* матери, отношения с супругом, отношения к родителями в семье являются как показали исследования, причинными, внутренними связями, которые и предшествуют материнству и сосуществуют вместе с ним, видоизменяв его. Это — важные причины, то есть факторы развития материнства. Уста­новление общения с ребенком во время беременности является следствием качества принятия матерью не родившегося ребенка; характеристики социоэкономического статуса матери и наличие или отсутствие социальной поддержки являются внешними условиями развития материнства.

Вероятно, следует различать те личностные качества женщины, отра­жающие отношения к себе и другим, которые сложились, когда сама мать была ребенком от тех, личностных качеств, которые имеются у женщины в период беременности или после нее. Во время беременности первые не остаются неизменными, а, как показывают исследования [23], изменяются.

В наших исследованиях изучалось влияние на развитие качеств мате­ри личностных характеристик матери и ряда характеристик социоэкономического статуса матери: возраст женщины, до какого возраста она про­живала со своей собственной матерью, наличие мужа, проживание с от­цом ребенка, отношения с мужем (близость развода), образование женщи­ны, ее мужа, ее матери и отца, алкоголизм матери и ее мужа, жилищные и материальные условия [3 и др.].

Являются ли личностные качества женщины полными необходимыми причинами, каждая из которых всегда вызывает следствие, или частичными причинами, которые реализуют следствие лишь при наличии других усло­вий? Результаты исследований показали, что личностные качества матери, сформировавшиеся к данному моменту, являются частичными причинами, которые становятся необходимыми в зависимости от возрастного периода развития ребенка и вида качества. Например, такая личностная характери­стика матери как авторитарность — вмешательство в жизнь ребенка является необходимой для развития качеств матери в возрастном периоде 3–4 мес., и не является необходимой в возрастном периоде развития ребенка 7–8 мес.

Результаты исследования также показали, что внешние условия ста­новятся необходимыми для развития качеств матери в зависимости от ря­да других условий, определяющих значимость и востребованность внеш­них условий, например, возраста ребенка, вида качества. Кроме этого, роль необходимых условий — положительная или отрицательная — может изменяться в зависимости от базового качества женщины. Например, в возрастном периоде 3–4 месяца отсутствие алкоголизма мужа является необ­ходимым условием для развития качеств матери, а в период 7–8 месяце таким необходимым условием является отсутствие алкоголизма матери Или, например, возраст матери отрицательно влияет на развитие протокачества принятия, но положительно — на развитие заботы беременной женщины о предметах и процедурах, необходимых для будущего ребенка. Таким образом, можно говорить о зависимости от других условий влияния причин и условий развития на становление базовых качеств матери.

Говоря об условиях, причинах, факторах развития базовых качеств ма­тери нельзя не рассмотреть движущие силы развития качеств матери.

5. Движущие силы и социальная ситуация развития базовых качеств матери

В лонгитюдном исследовании базовых качеств матери было выявлено что система каждого качества и отношения качеств между собой изменялись в различных возрастных периодах развития ребенка [3 и др.]. Исход! из результатов исследований развития системы базовых качеств, а также из данных изучения развития функций матери [19], можно сделать вывод что движущими силами развития качеств матери являются противореча во взаимодействии между матерью и ребенком. Это — противоречия между уже имеющимися на данном этапе развития ребенка качествами матери и появившимися изменениями в психическом развитии ребенка (новым! образованиями), относящимися к следующему этапу развития ребенка. Про­тиворечия во взаимодействии между матерью и ребенком возникают и разрешаются при влиянии внутренних причин и факторов развития матери (личностных характеристик и ценностей) и внешних условий — текущих отношений со значимыми для матери людьми в определенных обстоятельствах — в определенной социальной ситуации развития.

Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития ребенка в данном возрасте как «исключительное, единственное и неповторимое отношение» между ребенком и окружающей его (прежде всего) социальной действительностью является исходным моментом для «всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода [6, с. 258] У.Бронфенбреннер утверждает, что ребенок постоянно взаимодействует с окружающей внешней средой на разных уровнях социального окружения — уровне микросистемы (с людьми в семье и других общественных ин статутах), составляющей непосредственное окружение ребенка, — на уров­не мезосистемы, представляющей взаимоотношения нескольких элементов микросистемы, на уровне экзосистемы — общественных структур, не составляющих ближайшее окружение ребенка, но, тем не менее, оказы­вающих на него влияние [25]. Таким образом, можно сказать, что социаль­ная ситуация развития ребенка имеет несколько социальных уровней1.

Результаты нашего лонгитюдного исследования базовых качеств мате­ри дают возможность заключить о том, что в различных возрастных пе­риодах развития ребенка влияние разных уровней социального окружения не является одинаковым. Так, в возрастном периоде 3–4 мес. ребенок взаи­модействует со всеми уровнями внешней среды, однако влияние их не оди­наково. В наибольшей мере ребенок взаимодействует со средой на уровне микросистемы и мезосистемы — с матерью и членами семьи, в частности — с отцом. Компоненты экзосистемы (общественные институты) в этом возрастном периоде воздействуют на ребенка гораздо меньше — ситуа­тивно и опосредствованно, через качества родителя. Говоря о развитии ба­зовых качеств матери как ее личностных образований, вероятно, также мож­но утверждать, что их развитие происходит в результате социального взаи­модействия матери на различных уровнях экологических систем, описан­ных У.Бронфенбреннером. Изучение развития базовых качеств показыва­ет, что в разные периоды развития ребенка разные уровни оказывают неодинаковое влияние на развитие качеств матери [3].

Внешние условия развития базовых качеств матери, отражающие «эдесь-и-теперь» отношения матери с ребенком, с другими членами семьи, с более отдаленным социумом и внутренние факторы развития качеств ма­тери, (уже сложившиеся личностные характеристики женщины) представ­ляют собой систему социальной ситуации развития базовых качеств матери.

________________________________

* Уже после использования теории Бронфенбреннера для рассмотрения развития ба­зовых качеств матери, мы познакомились с работами Г.Бреслава, в которых эта тео­рия использовалась для описания социальной ситуации развития подростка [24]

Исходный момент развития качеств матери — социальная ситуация развития понимается как система, в которую входит мать с ее ценностями и ожиданиями и ее значимое окружение — ребенок, муж, может быть, дру­гие значимые члены семьи [3]. Исследование развития системы базовых качеств матери показало, что отношения матери со значимыми людьми, прежде всего с ребенком, через ожидания матери опосредствуются вос­требованными в данный период развития младенца личностными качест­вами женщины и значимыми другими уровневыми социальными компо­нентами ситуации развития.

Итак, говоря о генезисе системы базовых качеств матери, можно ут­верждать, что существует этап от рождения матери до ее беременно­сти, на котором происходит развитие потенциальных условий. Они слу­жат основой условий, причин и факторов развития протокачеств и ка­честв матери. На этапе беременности развиваются первичные качества — — протокачества матери, которые закладывают основы для развития базовых качеств матери и их функций. Движущими силами развития протокачеств и базовых качеств матери являются противоречия между уже имеющимися (на данном этапе развития ребенка) качествами и появив­шимися изменениями в психическом развитии ребенка, относящимися к еле-} дующему этапу его развития Протокачества и качества матери развиваются в процессе взаимодействия матери прежде всего с ребенком, мужем и с другими членами социума в системе социальной ситуации развития. Она включает различные уровни экологических систем отношений матери. Отношения матери с ребенком в социальной ситуации развития через ожидания матери опосредствуется востребованными в данный период развития младенца личностными качествами женщины и востребован­ными социальными компонентами ситуации развитии. Исходя из исследо­ваний, можно предположить, что этапы развития базовых качеств ма­тери после рождения ребенка зависят от этапов развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н.Н. и др. Мозг и поведение младенца. — М., 1993.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологического ана­лиза. — М., 1990.

3. Барановская Т.Н. Развитие базовых качеств матери и психическое раз­
витие младенца в возрасте 3–4 и 7–8 месяцев (лонгитюдное исследование).Дисс. канд. психол. наук. — Шуя, 2002.

4. Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего // Экология земли, экология лона. Материалы конференции Иваново, 1998.

5. Брутман В.И. Особенности психогении и психические нарушения, воз­никающие во время беременности у женщин, отказывающихся от новорожденных // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация).— Иваново, 2002.

6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. — М., 1984.

7. Исенина Е.И. Отчет о выполнении НИПа по теме 2.22. — М.: Центр лечебной педагогики, 1991.

8. Исенина Е.И. Особенности присвоения форм и значений культуры в раннем детстве и качества матери // Философия языка и семиотика. — Иваново, 1995.

9. Исенина Е.И. Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). — Иваново, 2002. С. 20–24.

10. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Предпосылки базовых качеств мате­ри и их связь с социопсихологическими характеристиками будущей матери / / Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление.

Москва-Воронеж, 2001.

11. Копыл О.А., Баженова О.В., БазЛ.Л. Выделение факторов и усло­вии психологического риска для будущего развития ребенка // Открытая три­буна. Синапс. 1994. № 5.

12. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. — М., 1998.

13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

14. Мухамедрахимов РЖ. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб., 1999.

15. Новая философская энциклопедия. Т. 3. — М., 2001.

16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1964.

17. Попцова Е.В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста. Дисс. канд. психол. наук. — М-, 1995.

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

19. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М., 2002.

20. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

21. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. — М., 1994.

22. Ainsworth M.D. S.., ВоwlbуJ. An ethological approach to регsопаlity development//
American Psychologist.1991.Vol.46.№ 4.

23. Ваllw J.V. The psychology of pregnancy, Reconcilliation and resolution. — Michigan,1978.

24. Breslav G.M. Vygotskys concept of the «Social situation of development», current perspectives. Poster prsentedat 13th Biennial Meetings of ISSBD.- Amsterdam, June, 28-July,2,1994.
25. Bronfenbrenner U. Тhе есо!оgу оf humаn development. — Cambridge, 1979.

26. Неidmets М. Environment as the mediator of human relationships: historical and ontogenetic aspects// Children within environments. — Chichester,1988.

27.Рароusek H., Papousek М. Intuitive parenting: a dialectic counterpart to the infant integrative competence // Handbook of infant development / Ed. By J.D. Osofsky. — NY,1979.

28.Rohner R.P.Warmth dimension. Foundations of paternal acceptance-rejection theory. — Beverly-Hills, 1986.

29. Trevarthen C. Consciousness in infancy: its origins, motives and causal potency. Based on the talk at the seminar «Molecules and the mind: the mindbody problem in the epistemology and in the history of scince», Venice, October 5–6, 1990.

30. Valsiner J. Culture and the development of children,s actions Norwood. 1987.

Ближайшие курсы
22 декабря (10.00-14.00) |  
Данный мастер-класс будет полезен тем, кто ведет или собирается вести занятия для беременных или набирает специалистов-ведущих для открытия своих курсов.
17 декабря (10.00–15.00) |  
Рисунок «Куб в пустыне» относится к ассоциативным техникам, позволяющий не только увидеть полную картину жизни клиентки или пары, планирующих беременность, но также выявить вероятные причины затруднений в различных сферах жизни и дать прогноз на развитие ситуации.
1 сессия: 18-24 декабря, 2 сессия с 30 января - 7 февраля. |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы