АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

"КЕСАРЯТА". ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, РОЖДЕННЫХ ПУТЕМ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ

Е.А. Кошелева
психолог областного медицинского колледжа, г. Омск; И.М. Никольская,
кандидат психол. наук
Психологическая газета № 10(25) 1997 г.

Если принимать во внимание гипотезы ученых-психоаналитиков, допускающих наличие существенных психологических различий между рожденными кесаревым сечением и естественным путем, то в скором времени общество ожидают важные изменения социально-психологического характера. Доля рожденных путем кесарева сечения с каждым годом становится все существеннее. Если 10 лет назад оно применялось в единичных случаях, то сегодня это одна из самых распространенных операций, которая не только планируется врачами по медицинским показаниям, но и добровольно избирается женщинами просто по косметическим соображениям. В связи с этим, значительный процент взрослого населения в недалеком будущем могут составить люди, рожденные с помощью кесарева сечения. Клинические впечатления позволили С. Грофу предположить некоторые психологические особенности людей, миновавших ситуацию прохождения через родовые пути. Это — открытость духовному измерению опыта; сниженная выносливость из-за отсутствия ощущений от столкновения с препятствием при появлении на свет и, как следствие — неподготовленность к будущим превратностям жизни; несформированность ощущения собственного места в мире и неспособность предугадать действия окружающих. Характерным должно быть также желание брать (ведь для них мир — питающая утроба, которая должна обеспечивать все необходимое); при достижении цели — требовать большее, а при отказе — демонстрировать уязвимость и тенденцию к психологической изоляции. Таким образом, по мнению Грофа, в основе жизненного стиля рожденных путем кесарева сечения — неспособность к сопротивлению, достижению цели, борьбе, что выражается в череде беспорядочных чрезмерных требований и обиженных уходов.

Влияет ли фактор особенности рождения ребенка на процесс формирования его личности? Будут ли дети, рожденные кесаревым сечением, отличаться от своих сверстников? Не явится ли, наконец, такой путь рождения ребенка фактором риска для его психического здоровья? Ответы на эти и другие вопросы может дать сравнительное изучение людей, рожденных путем кесарева сечения и естественным путем. В проведенном нами исследовании приняли участие учащиеся 6–9 классов общеобразовательных школ г. Омска. Мы считали, что отличительные свойства, при условии их наличия, скорее всего, должна проявляться в моменты кризисных возрастных периодов. Одним из таких является подростковых возраст — сложный период формирования личности (половое созревание, пубертатный криз, формирование характера), позволяющий наблюдать различные отклонения эмоциональных и поведенческих свойств. При этом не всегда можно сказать, какие из них обусловлены возрастом, а какие связаны с другими биологическими и социальными факторами, влияющими на ход развития. В частности, немаловажную роль здесь может сыграть и фактор особенности рождения ребенка.

Операция кесарева сечения, произведенная при рождении вошедших в нашу выборку испытуемых, была плановой. В этом случае ребенок минует ситуацию прохождения через родовые пути, однако сразу сталкивается с кризисом отделения от матери и перерезания пуповины, с действием анестезии. Изучение медицинских карт этих подростков показало, что по сравнению с детьми контрольной группы (родившимися естественным путем), исследованных «кесарят» по совокупности признаков можно считать своеобразной группой риска. У их матерей до рождения ребенка была зафиксирована большая частота заболеваемости. У самих детей в период новорожденности чаще имелись диагнозы различных заболеваний, и тенденция к их большей серьезности и частоте сохранилась в течение всей жизни.

Изучение свойств темперамента с помощью методики ОСТ Русалова показало, что всем исследованным подросткам, независимо от того, как они появились на свет, свойственная высокая социальная эргичность, социальная эмоциональность и низкая пластичность. В то же время, на этом фоне у группы «кесарят» показатели социальной эмоциональности (высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении) и социального темпа (темп речи) была достоверно выше, а эргичности (потребность в освоении предметного мира) и эмоциональности (ощущение неуверенности, тревоги, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам) — достоверно ниже, чем у подростков контрольной группы. Таким образом, предметный мир, по сравнению с миром людей, затрагивал рожденных путем кесарева сечения меньше. Выполняя тест Люшера, «кесарята» достоверно чаще, чем подростки контрольной группы, выбирали в качестве предпочитаемого серый цвет, что не соответствует аутогенной норме. Это также может свидетельствовать об их пассивности в познавательной деятельности, тенденции отгородиться от внешних воздействий, освободиться от обязанностей, а также о неосознаваемом желании ограничить сферу общения, отойти от социальных контактов вследствие заострения социальной эмоциональности, опустошенности и усталости. Отчасти это может быть связано с необходимостью постоянного самоконтроля и рефлексии при выраженной потребности в общении. По методике УСК у всех исследованных подростков была отмечена тенденция к экстернальности, однако если профиль учащихся контрольной группы располагался в пределах низких, то профиль «кесарят» — в пределах средних значений. Это показывает, что обычные школьники ощущают большее давление среды и поэтому меньше способны контролировать разные сферы своей жизнедеятельности. Может быть, рожденные путем кесарева сечения не так боятся жить самостоятельно, потому что не «напугались» при рождении? Или их больше оберегали, оказывали на них меньшее давление, помня, каким необычным путем они появились на свет и считая более слабыми и болезненными? Косвенно это подтверждают результаты применения Hand-теста, согласно которым «кесарята» меньше склонны к открытому проявлению агрессивного поведения и тенденция к директивности у них также менее развита.

Наше исследование, скорее, ставит вопросы, чем дает ответы. По сути, мы просто хотим привлечь внимание к факту особенности рождения ребенка, который может найти свое отражение не только в особенностях его физического развития и соматического здоровья, что давно и плодотворно изучается медициной, но и в специфике отношения и адаптации к миру. Сохранение и укрепление психического здоровья детей и подростков — важная задача современной психологии и медицины. При этом ни один из многочисленных социальных и биологических факторов, от которых оно зависит, специалист не должен упускать из виду.

Ближайшие курсы
15 сентября |  Москва
Скидка для иногородних - 50%!
Для психологов, социальных работников, медицинских работников и представителей других специальностей, интересующихся вопросами открытия курсов для будущих родителей, а также тех, кто уже открыл свои курсы и столкнулся со сложностями, требующими помощи и информационной поддержки со стороны.
1 сессия: сентябрь, 2 сессия: октябрь |  Москва
Действуют скидки для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
1 цикл: 10-11-12 сентября, 2 цикл: 16-17-18 сентября |  Москва
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов.
© 2004—2016 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2016 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
●  Аспирантура МГППУ
●  Магистратура МГППУ
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
Подпишитесь на анонсы курсов и новости Центра
Email рассылки Блог Psymama.ru Страница Psymama на facebook Psymama ВКонтакте