АНО "Родительский Дом"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  Запись на курсы:  онлайн-форма  |  +7 (495) 772–69–26
Перинатальная психология
для специалистов
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы
     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ

Макарова З.С.
Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья»/ Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24–27 сентября 2013 г.-М.:OOOONEBOOK.RU.–302 с.

Большую группу детей раннего и дошкольного возраста составляют дети с неблагоприятным течением раннего онтогенеза, в том числе анте- и перинатального периодов развития.

Под наблюдением находилось 703 ребенка в возрасте от 3 мес. до 3 лет, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся в домашних условиях. Из них 585 детей имели патологическое течение раннего онтогенеза, включающего наличие дизонтогенетических факторов риска в антенатальном, интранатальном, раннем неонатальном и неонатальном периодах развития, и составили основную группу. Учитывалось наличие и выраженность факторов риска в каждом из выделенных периодов, а также их суммарное количество. В группу сравнения вошли 118 детей того же возраста, не имеющие отклонений в раннем онтогенезе. Из 703 детей 506 наблюдались проспективно, динамически в течение от 1 г. до 5 лет (406 основной группы и 100 детей группы сравнения). Наряду с изучением параметров соматического здоровья была проведена оценка эмоционально-поведенческого статуса детей по показателям, разработанным на кафедре поликлинической педиатрии ГБОУ ДПО РМАПО.

На первом году жизни отклонения в поведении были отмечены у 71,1% детей. При этом выраженность и частота отклонений в поведении находилась в прямой зависимости от тяжести дизонтогенетических нарушений, количества имеющихся факторов риска. Ведущими в структуре отклонений в этом возрастном периоде явились диссомнические нарушения, т. е. нарушения засыпания, сна – 84.2%. С увеличением тяжести нарушений в раннем онтогенезе, накоплением дизонтогенетических факторов риска достоверно нарастает число детей с нарушениям аппетита (с 26,2% до 52,6%), что указывает на нарушение формирования у ряда детей пищевой доминанты, являющейся ведущей на протяжении всего первого года жизни; увеличивается количество детей с отклонениями в эмоциональном состоянии (малая эмоциональность, неустойчивое, отрицательное эмоциональное состояние — с 34,7% до 65,8%).

В раннем и дошкольном возрасте частота отклонений в поведении детей с неблагополучием в раннем онтогенезе продолжает увеличиваться и достигает 98%, что в 1,5 раза превышает таковую у детей в группе сравнения. Реализация их во многих случаях происходит на фоне минимальной мозговой дисфункции, ухудшения состояния здоровья, формирования хронической соматической патологии.

В группе детей, имеющих дизонтогенетические факторы риска, в 2,8 раза чаще отмечаются нарушения аппетита, в 2 раза проявления двигательной расторможенности и гиперактивности, в 3 раза – патологические привычные действия, в 4,4 раза чаще – фобический синдром. Наибольшее число отклонений в поведении выявляется в раннем возрасте, у детей с 3 лет 1 мес. до 4 лет, а также на 7 г. жизни. Выделенные периоды нарастания поведенческих нарушений совпадают с так называемыми кризисами 3 и 7 лет, принятыми в детской психологии и психиатрии.

Исследования структуры отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей с факторами дизонтогенеза также выявило ее возрастные особенности. В раннем возрасте достоверно чаще, по сравнению с другими возрастными периодами, отмечались нарушения засыпания, сна, аппетита, пищевого поведения, повышенная возбудимость. Неусидчивость, невнимательность наиболее выражены у детей 4-го г. жизни, агрессивность – у детей раннего возраста и на 7-м г. жизни. Число детей, имеющих патологические привычные действия (кусание ногтей, раскачивание, сосание пальца и т.д.) достоверно нарастает к возрасту 6 лет 1 мес.–7 лет, когда они встречаются более чем у половины детей (56,3%). Число детей со страхами достоверно нарастает к 4 г. 1 мес.–5 г., 6 г. 1 мес.–7 г. (соответственно 50% и 52,2%). Жалобы на головную боль, утомляемость в основном предъявляют дети, начиная с 6 лет жизни. Число их нарастает к 7 г. жизни и достигает 39,1%.

Таким образом, с возрастом происходит расширение спектра отклонений в эмоционально- поведенческом статусе детей. Если нарушения засыпания, сна, аппетита, повышенная возбудимость, гиперактивность, соматовегетативные отклонения выражены у детей как раннего, так и дошкольного возраста, то к старшему дошкольному возраста появляются церебрастенические и астенические проявления, значительно нарастают страхи и патологические привычные действия, что соответствует более высокому уровню нервно-психического реагирования.

Учитывая частоту и выраженность отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей с неблагоприятным течением раннего онтогенеза, можно считать, что они являются группой риска по формированию нервно-психических нарушений преимущественно невротического уровня и нуждаются в консультации и, при необходимости, наблюдении невролога, детского психиатра, психолога на протяжении всего раннего и дошкольного возраста.

Ближайшие курсы
20-21 мая |  Москва
Скидка до 25 апреля!
Обучающий семинар для психологов, занимающихся диагностической и психокоррекционной деятельностью.
2-3-4 июня |  Москва
Скидка до 25 апреля!
Семинар направлен на формирование базовых умений психологической работы с семейными (супружескими и детско-родительскими) проблемами. Программа включает теоретическую подготовку, отработку практических навыков в ходе тренинга, разбор клинических случаев, по запросу участников — супервизии.
12-13-14 мая |  Москва
Для психологов, имеющих опыт работы в других областях психологии, начинающих консультативную деятельность, а также, просто желающих повысить свою профессиональную компетенцию.
© 2004—2017 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2017 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
●  Аспирантура МГППУ
●  Магистратура МГППУ
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
Подпишитесь на анонсы курсов и новости Центра
Email рассылки Блог Psymama.ru Страница Psymama на facebook Psymama ВКонтакте