Записаться на курсы!
АНО "Родительский Дом"  | Научно-методический центр "Перинатальная психология"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  | +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

Отношение к грудному вскармливанию у женщин с разным типом привязанности к матери

О.В. Алмазова, О.С. Людва, ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. — 2017 (17), № 2, с.12–13.

Все возрастает число матерей, предпочитающих кормить ребенка грудью более двух лет. Много- численные исследования подтверждают пользу грудного вскармливания (ГВ) для детского эмоционального и интеллектуального развития и формирования детско-родительских отношений [2]. ВОЗ рекомендует кормить детей грудью до 2 лет и более, эта практика внедряется на государственном уровне во многих странах мира [4]. Между тем и ряд исследований, и опыт практикующих психологов говорят о том, что слишком длительное ГВ может отнюдь не лучшим образом сказаться как на развитии ребенка, так и на детско-родительских отношениях. Уже имеющиеся результаты говорят о необходимости более тщательного изучение последствий длительного ГВ [5]. «Ребенок входит в этот мир и воспринимает его в буквальном смысле сквозь призму привязанности к матери» [3]. В связи с этим представляется абсолютно закономерным, что изучение роли привязанности к матери вышло за рамки детского и подросткового возраста.

В 2016–2017 гг. нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выяснение особенностей отношения женщин с детьми 5–10 лет к грудному и искусственному вскармливанию в связи с типом привязанности к своей матери.

В исследовании приняло участие 100 женщин. Возраст женщин – от 25 до 49 лет (Me=35,4; SD=4,8). Женщины, участвующие в исследовании, являются мамами детей от 5 до 10 лет (Me=7,0; SD=1,4). Выбор в качестве респондентов мам с детьми именно этого возраста, а не более раннего, объясняется желанием «захватить» все варианты грудного вскармливания, вплоть до 4–5 лет. Своих детей кормили грудью все респонденты, кроме одной. Минимальный срок ГВ собственных детей – 1 месяц, максимальный – 72 месяца, средний – 26 месяцев. Мы предполагаем, что полученное в данной выборке распределение по срокам ГВ значительно отличается от среднего по России. Мы видим ценность нашего исследования в том, что полученные данные помогут пролить свет на психологическую составляющую феномена долгого вскармливания.

Далее мы разделили участниц исследования на две группы – женщины с «условно-обычным» выбором вскармливания собственного ребенка – до двух лет и женщин «долгокормящих» — тех, кто кормил ребенка грудью более двух лет. В группу «обычных» респондентов вошли 58, а «долгокормящих» — 42 человека.

Для выяснения отношения к разным видам вскармливания была разработана авторская анкета, а для определения типа привязанности к матери в детстве испытуемым был предложен Модифицированный опросник М.В. Яремчук для определения типа привязанности к матери [1].

Только у 24% респондентов был определен надежный тип привязанности к матери, что подтверждает наше предположение о том, что мы имеем дело с нестандартной выборкой (согласно литературным данным, надежный тип привязанности присущ 50%).

Для определения отношения респондентов к ГВ и ИВ (искусственному вскармливанию) использовались открытые вопросы в виде незаконченных предложений «Грудное вскармливание — это…» и «Искусственное вскармливание — это…». Ответы были нами распределены по группам, упорядочены и вы- строены в шкалу, состоящую из пяти пунктов: 1 — «Эмоциональное негативное отношение», 2 — «Рациональное негативное отношение», 3 — «Нейтральное отношение», 4 — «Рациональное позитивное отношение» и 5 — «Эмоциональное позитивное отношение».

Нейтральное отношение сильно выражено и для ГВ, и для ИВ. Рациональный и эмоциональный аспект при этом чаще всего для ГВ оценивается со знаком «+», а для ИВ – со знаком «-».

Были выявлены следующие особенности отношения к ГВ и ИВ у респондентов двух групп: «долго- кормящие» более склонны поддаваться эмоциям по отношению к ИВ и ГВ, в то время как «обычные» — более спокойны и рациональны. Также группа «обычных» матерей более вариативна в ответах. В целом всех мам из выборки характеризует скорее негативное отношение к ИВ, чем положительное отношение к ГВ. При почти одинаковом распределении ответов про ГВ отношение к ИВ заметно различается – «долгокормящие» в целом относятся к нему более негативно, чем «обычные».

Если же остановиться подробнее на отношении к ГВ и ИВ у респондентов с разным типом привязанности к собственной матери, то было получено, что у матерей с надежным типом привязанности чаще встречается эмоциональное отношение к вскармливанию – негативное к ИВ и позитивное к ГВ, у матерей с амбивалентным типом привязанности – отношение наиболее в среднем нейтральное, с рациональным подходом, у матерей с избегающим типом привязанности – наиболее позитивное к ИВ и рациональное к ГВ.

Полученные результаты, на наш взгляд, еще раз показывают, что привязанность к матери, являясь ядерным образованием, продолжает оказывать влияние практически на все стороны жизни человека далеко за пределами взрослых возрастов.

1. Алмазова, О.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / О.В. Алмазова. — М., 2015. — 265 с.

2. Барановская, Ю.В. Связь длительности грудного вскармливания ребенка и его эмоционального развития в последующем // Психологическая наука и образование. – 2011. — № 4. URL:http://www.psyedu.ru.

3. Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби / Г.В. Бурменская // Вступительная статья к кн.: Дж. Булби. Привязанность. — М., Гардарики, 2003.

4. Всемирная Организация Здравоохранения. URL:http://www.who.int. 5. Fergusson, D.M., Woodward, L.J. Breast feeding and later psychological adjustment // Pediatric and Perinatal Epidemiology 1999, 13, 144–157.

Ближайшие курсы
27 ноября с 20.00-22.00 (мск) |  
Данный вебинар будет полезен тем, кто ведет или собирается вести занятия для беременных или набирает специалистов-ведущих для открытия своих курсов.
11-16 декабря  |  Москва
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов.
1 сессия: 3-9 декабря, 2 сессия: конец января |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2018 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2018 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
 
Политика конфиденциальности