Записаться на курсы!
АНО "Родительский Дом"  | Научно-методический центр "Перинатальная психология"
О проекте  | Cпециалисты  | Контакты  | +7 (495) 772–69–26
Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург
Образовательные программы по перинатальной психологии Образовательные программы по раннему возрасту Специальные программы

Перинатальная психология для специалистов

     |   |   |   |   |   
     

Подписаться на новости по перинатальной психологии

Школа для Пап и Мам
Школа для Пап и Мам
Планирование беременности. Курсы подготовки к родам. Психологические консультации.

Психологический контекст репродуктивных нарушений у женщин и мужчин

О.Н. Бакурова, доц., М.Р. Арпентьева, Журнал Акушерства и женских болезней, спецвыпуск 2016, с. 60. Международная конференция «Репродуктивная медицина: взгляд молодых — 2016»

Актуальность проблемы

Нарушения репродуктивного здоровья мужчин и женщин одна из ведущих тем современной повседневности: рост количества бесплодных пар и бездетных браков, генные и иные врожденные аномалии родов и при родах, детоцид и промискуитет, иные формы нарушений репродуктивного поведения настолько распространены, что чаще вызывает удивление их отсутствие, чем наличие. Вместе с тем психологические аспекты данной проблемы остаются во многом нераскрытыми и недооцененными.

Целью работы является теоретико-эмпирический анализ психологический аспектов нарушений репродуктивного здоровья мужчин и женщин.

Материалы и методы исследования

Теоретический и эмпирический анализ вопросов профилактики и коррекции репродуктивного здоровья у мужчин и женщин. В выборке участвовали 80 человек с различными нарушениями репродуктивного здоровья, в том числе 40 женщин и мужчин, не имеющих детей, и 40 женщин и мужчин, имеющих или отказавшихся от приемных детей (первую половину каждой из подгрупп составляли мужчины, вторую половину — женщины).

Исследование проводилось в Обнинске, Калуге и области целом в 2010–2015 годах. Основной метод исследования — контент-анализ данных структурированных опросов.

Результаты исследования

Нарушения репродуктивного здоровья мужчины или женщины включают ряд аспектов: 1) нарушения физического здоровья как отклонения от нормального функционирования организма, репродуктивной и остальных систем; 2) нарушения психологического здоровья как отклонения от нормального функционирования личности, ее личностная и межличностная незрелость и дисгармония; 3) нарушения духовного здоровья как отклонения от нормального функционирования человека, дисгармония и незрелость его отношений с мирозданием и жизнью в целом, с точки зрения медицинской психологические и духовные аспекты нарушений вторичны или фоновы, однако, с точки зрения психолога, а также целителя и священника, — они первичны. Не вдаваясь в спор о первичности, отметим те линии и аспекты их взаимодействий, нарушения которых приводят к отклонениям.

Данные контент-анализа опросов респондентов показали, что нарушения репродуктивного здоровья связаны во многом с тем, что человек как целостность не хочет быть здоровым: ему не нужны дети или он использует отсутствие или наличие детей для достижения иных целей. У семей-опекунов и бездетных пар «модна», например, точка зрения, согласно которой дети как «спиногрызы» поглощают жизненные ресурсы родителей, по- этому ни дети, ни партнер противоположного пола, также способный посягать на время и иные ресурсы человека, — «невыгоден» (90% первой и 80% второй подгрупп). Распространенность примитивной «экономической модели» брачных и иных отношений как отношений взаимного или одностороннего потребления — использования является, по-видимому, прямым следствием деформаций духовно-нравственных отношений общества и конкретных его представителей к себе и миру, к жизни. Дополнительная модель «секс для здоровья» и «необременительные связи» позволяет игнорировать данные деформации и при возникновении «проблем» (в форме беременности) оправдывать детоцид (аборты и выкидыши)«обстоятельствами» (70% бездетных пар, 70% опекунов и 50% принимающих родителей). Однако внешние оправдания не так эффективны, как кажется: по данным современных исследований, многочисленные половые связи с многочисленными половыми партнерами негативно сказываются на телесном, психологическом и духовном состоянии человека, а также его потомков. Респонденты лишь отчасти осознают эту связь (30% принимающих родителей, 20% бездетных, 0% опекунов). Отсутствие же связей у занятых «виртуальными реальностями» наркоманов (химических и пищевых, трудоголиков и игроманов и т.д.) хотя и гарантируют защиту от ряда половых заболеваний, приводит к аналогичному результату немного иными путями (30% бездетных пар). Эгоцентризм и нарушение взаимоотношений с собой и миром — один из центральных факторов бездетности самой разной «этиологии» (90% опекунов, 80% бездетных u1087 пар, 60% принимающих родителей). Ребенок, очевидно, не рождается там, где он не нужен.

Второй фактор —внешне «противоположны» — связан с тем, что ребенок «очень нужен»: для активного использования в целях удовлетворения потребностей родителей. Наши и осуществленные в последнее пятилетие исследования клиентов/пациентов ЭКО и иных форм суррогатно-замещающего родительства, включая популярное сейчас усыновление и опекунство и т.д., показывают, что клиенты в массе своей не готовы и внутренне не стремятся к рождению ребенка, не представляют, что такое ребенок, в том числе в их жизни (90% опекунов, 70% бездетных пар и 10% принимающих родителей). Напротив, счастливые семьи усыновителей, так же как и счастливые семьи с родными детьми, таким пониманием владеют: «чтобы любить детей», «чтобы расти вместе с детьми», «чтобы служить миру». Эти семьи, в отличие от «неготовых», как показали наши исследования бездетных пар и замещающих семей, имеющие гармоничных приемных детей, чаще посещают церковь (мечеть и т.д.) и более интенсивно откликаются на обучающие и консультативные занятия, направленные на коррекцию и развитие духовно-нравственных аспектов отношений (20% бездетных пар, 10% опекунов, 30% принимающих родителей). Им недостаточно знать «рецепты» правильного поведения, они нуждаются и сознают нужду в духовном осмыслении себя и мира, отношений с детьми. Когда ребенок желается, «нужен», чтобы закрыть «бреши» в личности и жизни родителей, это означает, что он «на самом деле» не нужен: приобрести его можно, так или иначе «купив». Однако естественные формы репродукции для таких людей остаются часто закрытыми. Если же семья чрезмерно сильно «очень хочет» ребенка, то это также говорит о том, что в семье u1077 есть проблемы отношений, которые семья пытается решить посредством рождения ребенка. Так, некоторые мужчины часто вступают в брак, «чтобы показать свою состоятельность», «нужность» как партнера или объекта сексуального, финансового и иных «желаний», ребенок также «желается» ради доказательства «полноценности», «состоятельности» семьи или каждого из родителей (80% бездетных, 50% опекунов, 30% принимающих родителей).

Но парадокс состоит в том, что ребенку, которого так ждут, нет дела до желаний: ребенок приходит и остается, когда в нем есть нужда. Выкидыши и возвраты детей в интернаты — яркие примеры «завершенных желаний» (20% принимающих родителей, отказавшихся от детей). Неготовые родители, по- видимому, исполнили свое желание — ребенок пришел. Чтобы он остался — нужна искренняя потребность, нужда. Здоровье также — есть там, где в нем есть нужда. Здоровье — это еще и умение отличать — нужды и желания. Указанные различия между тремя группами значимы на уровне 0,05, различия между женщинами и мужчинами в целом незначимы: психологически пара живет как единое целое.

Выводы

Репродуктивное здоровье женщин и мужчин — многокомпонентный феномен, важными аспектами его нарушений являются нарушения духовно-нравственные и социально-психологические, отражающие нежелание и неготовность потенциальных родителей быть родителями: обеспечивающими нравственное благополучие наставниками и воспитателями, обеспечивающими психологическое благополучие друзьями и компаньонами, а также обеспечивающими материальное благополучие опекунами детей.

Ближайшие курсы
27 ноября с 20.00-22.00 (мск) |  
Данный вебинар будет полезен тем, кто ведет или собирается вести занятия для беременных или набирает специалистов-ведущих для открытия своих курсов.
11-16 декабря  |  Москва
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов.
1 сессия: 3-9 декабря, 2 сессия: конец января |  Москва
Действует скидка для иногородних!
Для практических психологов и студентов старших курсов а также врачей, акушерок, социальных работников и педагогов. Обучение проводится в 2 сессии, общая продолжительность 2 недели.
© 2004—2018 АНО «Родительский Дом»
© 2004—2018 Научно-методический проект «Перинатальная психология» Psymama.ru
       Psymama.ru
●  О Центре
●  Наши специалисты
●  Консультации
●  Контакты
●  Наши партнеры
Образовательные программы
●  Повышение квалификации
●  Авторские семинары
Запись на курсы
●  По телефону: +7 (495) 772–69–26
●  WhatsApp: +7 (926) 402–71–97
●  Через онлайн-форму
●  По email: info@psymama.ru
●  Организационные вопросы и ответы
 
Политика конфиденциальности