Т.В. Крысанова -
детский, клинический психолог Центра
Военная травма и ПТСР у детей является очень распространённым явлением. Согласно статистическим данным, в 2020 году каждый шестой ребенок или подросток проживал либо в зонах военных конфликтов, либо в непосредственной близости от них (Bennouna C., Stark L., Wessells M., 2020). Вероятно, на данный момент эта цифра еще выросла.
В условиях войны дети испытывают многочисленные травматические воздействия. Они включают в себя не только прямое воздействие событий, связанных с войной, но и косвенное - через их последствия. Дети и подростки могут быть свидетелями военных конфликтов, получать ранения, терять близких и жилище, а также становиться непосредственными участниками военных действий. Отдельно следует отметить трудности детей-беженцев в адаптации к новой социокультурной среде.
Пребывание ребёнка в условиях войны или столкновение с её последствиями включает не только немедленную реакцию на стресс, но и риск развития ПТСР и других психологических и физиологических расстройств. Также повышается риск возникновения нарушений развития, даже у тех детей, которые были вывезены за пределы боевых действий.
На территории России и стран СНГ с военной травмой у детей сталкивались мало. У нас, в отличие от коллег с ближнего востока, не наработано большого практического опыта в этой области. В данный момент активно реализуется методическая разработка нескольких комплексных программ психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей, переживших военную травму.
Анализ многочисленных зарубежных исследований (данные получены при работе с детьми из Ирака, Афганистана, Палестины, Боснии и Герцеговины, Ливана и др) позволяет обрисовать иерархию травматического опыта с точки зрения его влияния на развитие ПТСР и выраженность симптомов ПТСР.
Бомбардировки
1. дети, пережившие бомбардировки и разрушение дома, демонстрировали более частое развитие ПТСР и более выраженные симптомы ПТСР (Qeshta H., Hawajri A., Thabet A., 2019);
2. чем ближе дети находились к эпицентру боевых действий, тем чаще у них формировалось ПТСР (Hasanovic M., 2012).
Потеря близких
1. потеря одного или обоих родителей один из самых сильных предикторов развития ПТСР (Barron I., Dyregrov A., 2015; Hasanovic M., 2012; Punamaki R., Palisaari E.m Diab M., 2015)
Иные виды детского травматического опыта, связанного с войной
1. столкновение со сценами насилия и боли в СМИ является, причиной вторичной травматизации, которой подвержены 90% детей (Qeshta H., Hawajri A., Thabet A., 2019);
2. вынужденное проживание в регионе с постоянными кратковременными военными событиями, в том числе в оккупации или при постоянной террористической угрозе приводит к хроническим травматическим переживаниям (Abu Lidl F., Bert’s D., Russo S., 2017).
Также в исследованиях приводится иерархия психологических травм детей и подростков, связанных с военными действиями, по степени значимости:
1. личная травма
2. травма свидетеля
3. потеря дома, собственности (El-Khodary B., Samara M., 2020)
А тем временем у военной травмы и ПТСР есть некоторая специфика в сравнении с детскими психотравмами другого рода.
1 Дети, пережившие разрушение дома и бомбардировки, демонстрируют более выраженные симптомы ПТСР и страхи. А дети, подвергшиеся воздействию других событий, чаще страдают от тревожного ожидания и имеют когнитивные проявления дистресса. (Qeshta H., Hawajri A., Thabet A., 2019)
2. У детей, переживших военную травму, встречаются изменения (нарушения) распознавания и обработки воспринимаемых эмоций. Так, дети чаще интерпретируют неоднозначные эмоции как проявления грусти и печали. Это обязательно нужно учитывать при работе с такими детьми (Michalek J., Lisi M., Awad D., 2021)
3. Дети-беженцы проявляют повышенное внимание к аффективным стимулам: они активно избегают лица с эмоциями как радости, так и гнева, что, по мнению специалистов, служит проявлением повышенной чувствительности к угрозе. (Michalek J., Lisi M., Binetti N., 2022).
Подробнее о работе с психологической травмой у детей и взрослых