Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Особенности подготовки к родам женщин, имеющих психотравмирующий опыт рождения первенца

Автор: Аверина Ю.В.

Женская консультация № 2 (Омск)

Материнство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждой женщины. Формирование материнских качеств, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение и представляют собой весьма значимую проблему современности. Можно утверждать, что будущее общества, личное счастье каждого человека напрямую связано с сегодняшним состоянием детско-материнской сферы.

Современные исследования материнства можно объединить в несколько ведущих направлений (Овчарова Р.В., 2003):

  • культурно-историческое, где институт материнства рассматривается, прежде всего, как социально-исторически обусловленный (Кон И.С., Мид М., Родионова М.С. и др.);
  • биологическое, рассматривающее материнство как функцию, обеспечивающую условия для организации физиологической и психологической среды развития ребенка (Винникотт Д.В., Гарбузов В.И., Фрейд А., Фрейд 3., Эйдемиллер Э.Г., Эриксон Э. и др.);
  • психологическое, выделяющее материнство как стадию личностной и половой идентификации, описывающее переживания, установки, типы и стили материнского поведения (Витакер К., Добряков И.В., Коваленко Н.П., Филиппова Г.Г., и др.).

В настоящее время особое внимание уделяется изучению проблем перинатальной психологии (Абрамченко В.В., Добряков И.В., Коваленко Н.П., Овчарова Р.В.и др.). Изучение психологического состояния женщины во время беременности, в родах и послеродовом периоде доказывают огромное влияние взаимодействия с матерью на развитие базовых личностных структур и психосоматическое состояние ребенка.

Беременность можно назвать критическим переходным периодом в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее сознание и взаимоотношения с миром. Особенно стрессовой является первая доношенная беременность и роды, и от того, как успешно впервые прошла женщина это испытание, во многом зависит ее отношение к актуальной беременности и последующим родам. В работе Е.С. Пашковой выделена особая категория женщин, чей опыт предыдущих (первых) родов можно назвать психотравмирующим (ПТОПР). И этот опыт предыдущих беременности, родов, раннего послеродового периода формирует у женщин негативно окрашенный «стартовый уровень» (Филиппова Г.Г., 2002) в третьем триместре актуальной беременности.

Таким образом, перенос негативного психотравмирующего гештальта на последующую беременность, роды и послеродовой период позволяет прогнозировать выраженную неблагоприятную динамику переживания актуальной беременности, родов и послеродового периода. Кроме отрицательного влияния на психологическое состояние женщины, в частности ее эмоции во время последующей беременности, ПТОПР искажает содержание некоторых компонентов материнского поведения, увеличивая степень отклонения стиля материнского поведения от адекватного. ПТОПР формирует у женщин нежелательный психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) (Добряков И.В., 2003), ухудшает внутрисемейный климат и супружеские взаимоотношения, обостряет, как правило, уже имеющиеся проблемы взаимодействия с первенцем, провоцирует возникновение послеродовых депрессий.

Исследования показали, что обычные занятия по психофизической подготовке к родам не оказывают существенного влияния на уменьшение негативных последствий ПТОПР. Для этой категории женщин была разработана специальная программа психокоррекционного воздействия (при участии всех членов семьи), которая практически показала возможность снятия или значительного уменьшения влияния ПТОПР и способствовала улучшению эмоционального состояния беременной, что является основным из факторов будущего эмоционального благополучия и оптимального психического развития ребенка.

Была выдвинута гипотеза, согласно которой ПТОПР оказывает значительное влияние на формирование системы отношений беременной во время последующей беременности. Специально разработанная психокоррекционная программа способна оказать позитивное влияние на систему отношений беременной женщины во время последующей беременности, улучшить ее состояние в третьем триместре, снизить риск развития послеродовых депрессий, способствовать удлинению периода грудного вскармливания. Такая программа «Толерантная беременность» была разработана. Она включала в себя:

  1. Основной блок — общий для всех категорий беременных (информация о беременности, родах, послеродовом периоде, грудном вскармливании и уходе за ребенком; гимнастика для беременных, навыки оптимального дыхания, поведение в родах, подготовка к длительному грудному вскармливанию).
  2. Углубленная диагностика для женщин с ПТОПР: уровень и характер тревожности, уровень самооценки, стиль воспитания и семейные взаимоотношения, чувство вины и уверенность в себе.
  3. Психокоррекционный практикум.

Беременные женщины, занимающиеся по этой программе, делятся на три группы, ориентированные на области, в которых наблюдается искажение ПКГД. Задачами психокоррекции являлись: уменьшение уровня тревожности, снятие страхов и развитие уверенности «в себе-матери», уменьшение чувства вины, формирование эмоциональной стабильности, рост «материнской компетентности», гармонизация взаимоотношений в семье, гармонизация пкгд.

В программе «Толерантная беременность» участвовали 42 женщины, чей ПТОПР оказывал значительное воздействие на формирование ПКГД.

В третьем триместре беременности нами были изучены психологические особенности женщин, участвующих в специальной психокоррекционной программе и имеющих психотравмирующий опыт первых родов. При этом решались следующие конкретные задачи:

  • выявить группы беременных с ПТОПР, имеющих отличную от оптимальной систему отношений беременных в различных сферах;
  • показать определяющее влияние ПТОПР на систему отношений беременной во время последующей беременности;
  • разработать и апробировать специальную психокоррекционную программу подготовки к родам для женщин, имеющих ПТОПР, которая позволит уменьшить его влияние на систему отношений беременной во время последующей беременности;
  • исследовать систему отношений беременных с ПТОПР после прохождения специальной психокоррекционной программы подготовки к родам;
  • изучить психофизиологические параметры беременных, рожениц и женщин, родивших второго ребенка, с ПТОПР, прошедших специальную психокоррекционную подготовку к родам.

Исследования проводились на базе ЖК № 2 г. Омска. В исследовании принимали участие 130 повторно беременных со сроком 28 — 30 недель, возраст первенца которых от 8 до15 лет. Средний возраст испытуемых 36,5 лет, на момент исследования все состоят в браке (у 4-х женщин — это повторный брак, у 2-х — гражданский); 95,4% беременных имеют высшее образование (124 женщины); 4,6% беременных имеют среднее специальное образование (6 женщин). У 74 беременных старший ребенок — мужского пола (56,9%), у 56 беременных старший ребенок — женского пола. Во время проведения исследования 94% беременных (122 женщины) находились в декретном отпуске или не работали.

Для выявления беременных, имеющих ПТОПР, 130-ти беременным был предложен опросник «Блиц-фактор» Е.С. Пашковой. Результаты показали, что 58 беременных имеют ПТОПР, что составляет 46% от общего числа испытуемых.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

  • У беременных с ПТОПР именно он оказывает основное влияние на формирование системы отношений во время текущей беременности.
  • Под воздействием ПТОПР во время последующей беременности у беременных формируется отличный от оптимального психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД), что оказывает негативное воздействие на беременную, ее эмоционально-психологическое состояние, отношение к родам, грудному вскармливанию, взаимоотношения в семье.
  • С помощью специальной психокоррекционной программы «Толерантная беременность» можно значительно снизить негативное влияние ПТОПР на ПКГД беременной.

На основе исследования беременных, имеющих структуры ПКГД, которые сформировались у них под воздействием ПТОПР, можно отнести к 2-ой и 3-ей «группам риска» (Добряков И.В., 2003). У этих женщин отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний, обострений хронических расстройств. Опираясь на исследования Е.С. Пашковой, можно заключить, что данная категория беременных нуждается в специальной психокоррекционной подготовке к родам.

Одной из главных задач при подготовке к родам беременных с ПТОПР является создание благоприятного эмоционального фона, уверенности в благополучном течении и исходе беременности и родов, формирование позитивного настроя на грудное вскармливание и на материнство в целом, что, прежде всего, предполагает уменьшение влияния отрицательного влияния ПТОПР.

Таким образом, при осуществлении психофизической подготовки к родам повторно беременных, имеющих ПТОПР, необходимо учитывать его негативное воздействие на формирование системы отношений во время текущей беременности и на формирование ПКГД данного периода. Для оптимизации психологического компонента гестационной доминанты у беременных с ПТОПР необходимо использовать специальную психокоррекционную программу подготовки к родам «Толерантная беременность».

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
ОТ 6900 руб
8500 руб
-19%
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс