Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Проблемы и ошибки психологической подготовки к родам

Прохорова О.В. Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья»/ Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24–27 сентября 2013 г.-М.:OOOONEBOOK.RU.–381 с.

Уральская государственная медицинская академия (Екатеринбург).
В настоящее время психологическая или точнее психофизиологическая подготовка беременных к родам является обязательной составной частью комплексных мероприятий по медико- психологической помощи беременным, без которой она не будет считаться полноценной. Основными целями подготовки являются: 1) выработка сознательного и позитивного отношения женщины к беременности, формирование актуальной и эффективной триады “мать–ребенок–отец”; 2) создание у беременной оптимального эмоционального фона и стойкой уверенности в благоприятном течении беременности и исходе родов для женщины и ребенка, то есть формировании адекватной “доминанты беременности” и “родовой доминанты”, основанных на восприятии беременности и родов как сугубо физиологических процессов; 3) формирование беременной как активной и волевой личности, не испытывающей страха перед родами, полностью ответственной за своего ребенка и в основном определяющей исход родов; 4) получение беременной основных знаний и навыков медицинского и гигиенического характера, способствующих оптимальному вынашиванию беременности и полностью адекватному поведению в родах.

Психологическая подготовка к родам обычно осуществляется на курсах, проводимых при женских консультациях или при специализированных частных центрах по индивидуально разработанным программам, включающим лекции и занятия по овладению практическими навыками, а также тренинги, методики релаксации, различные дыхательные техники. Посещение курсов подготовки к родам в целом положительно влияет на течение беременности и родов, улучшает акушерские и перинатальные показатели и повышает качество оказания медицинской помощи. С другой стороны, в процессе подготовки беременных к родам возникают серьезные проблемы и имеют место ошибки, которые снижают эффективность и даже могут иметь негативные последствия.

К проблемам дородовой подготовки следует отнести: 1) организационные трудности (несоответствие целям подготовки имеющихся помещений; недостаточная квалификация перинатальных психологов, акушеров-гинекологов, педиатров, специалистов по физкультуре, музыкальных работников); 2) недостаток полноценной специальной литературы и видеоматериалов, муляжей, плакатов; 3) выходящее за рамки целесообразности стремление частных центров значительно увеличить количество занятий по подготовке к родам для получения максимальной коммерческой выгоды; 4) активное стремление ряда центров психологически “привязать” к себе беременных, чтобы их сотрудники осуществляли сопровождение родов или даже принимали роды на дому.

Наиболее значимыми ошибками психологической подготовки к родам, присущими и государственным, и частным курсам, являются:

  1. Использование устаревших методик по самообезболиванию родов, в частности, прижатие точек в области таза в момент схватки, техника самомассажа.
  2. Отсутствие четкой стратегии в отношении вида и техники дыхания в родах. Так, иногда даются рекомендации женщине использовать на протяжении родов от 5 до 10 различных видов дыхательных техник, соответствующих различным этапам родов. Данная рекомендация является совершенно нереальной, так как сама роженица не в состоянии определить, на каком этапе какой именно вид дыхания осуществлять. Кроме того, дыхательные техники, которые женщина легко выполняла при беременности, на фоне сильных схваток и болевых ощущений она выполнить уже не в состоянии. Без советов и указаний медицинских сотрудников выполнение дыхательных техник чаще всего нереально. Следует отметить, что и присутствие сотрудников часто не улучшает ситуацию, так как из-за сильных болевых ощущений и усталости женщина нередко теряет способность адекватно воспринимать советы и полноценно реагировать на них.
  3. Проведение партнерских родов без грамотной подготовки супружеской пары и, главное, мужчины к родам. В ряде случае муж оказывается неспособным быть помощником своей жене в родах и может даже вести себя неадекватно, негативно влияя на состояние роженицы. Иногда в процессе родов выясняется, что решение о проведении партнерских родов было принято под давлением женщины, муж не хочет этого. В этих случаях итогом является разрушение позитивной психологической атмосферы родов.
  4. Тенденции у преподавателей-психологов при проведении занятий по дородовой подготовке преувеличивать значение психологических факторов на влияние течения беременности и родов, а у врачей-акушеров – их игнорирование. Для проведения успешной подготовки необходимо, чтобы психолог знал основы акушерской физиологии и патологии, а акушер-гинеколог знал основы перинатальной психологии, чтобы в итоге изложение материала было сбалансированным в единстве соматического и психического. При этом у преподавателей должны быть единые взгляды на различные, в том числе клинически и психологически сложные ситуации.
  5. Некорректная критика, обвинительные высказывания в адрес специалистов других профессий при проведении занятий. Это является нарушением профессиональной этики и может вызывать у беременных чувство недоверия к специалистам.
  6. Создание в процессе дородовой подготовки образа легких, радостных, необременительных родов, являющееся в настоящее время основной многих программ. Беременным это очень нравится, и они с удовольствием обсуждают долгожданные моменты рождения чудесного ребенка. Однако при этом в подготовке отсутствует формирование таких совершенно необходимых качеств для роженицы, как ответственность, психологическая устойчивость. Женщин не готовят к длительной, тяжелой, изнурительной работе, которой являются роды, и не объясняют, что в родах именно она является главным действующим лицом.

Таким образом, в большинстве случаев (до 80%) при подготовке беременных к родам отсутствует индивидуальный подход с проведением при необходимости психокорректирующих мероприятий и не достигается формирование полноценной родовой доминанты. Стремление учитывать все вышеизложенное, несомненно, будет способствовать оптимизации течения и завершения исходов родов.

.
Другие материалы
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
7 ноября
18.00-20.00
1400 руб
Что нужно знать о детском сне? (для специалистов и родителей)
вебинар
11 ноября
20.00-22.00
1400 руб
Метафорические (ассоциативные карты) карты как инструмент работы перинатального психолога
вебинар
12,14,19,21 ноября
20.00-22.00
от 3600 руб
7200 руб
-50%
Психологическая помощь при рождении недоношенных детей, с патологией, и нуждающихся в интенсивной терапии
дистанционный курс
To Top