Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Исследование восприятия материнства и возрастных особенностей детей у девушей старшего подросткового возраста.

Крысько А.А.

Научный центр перинатальной психологии, Московский городской психолого- педагогический университет (Москва). V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья». Москва, 24–27 сентября 2013 г.

Ежегодно в России 16–30 тысяч детей рождаются у девушек до 17 лет. Между тем беременность в пубертате чревата конфликтом между задачами подросткового возраста и задачами материнства.

В пилотном исследовании участвовали 114 девушек от 15 до 20 лет, разделенные на три груп-пы: 64 не имели ребенка (П), 16 беременных в III триместре (Б), 34 юные матери (М). Использовались: Опросник представлений о возрастных особенностях детей и материнстве (разработан М.Е. Ланцбург, А.А. Крысько), рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), проективная методика «Материнский ТАТ» (О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз).

Выявлено, что подростки группы П хотели бы иметь больше детей, чем Б и М, которые ограничивались одним ребенком.

В группе П отмечались хорошие знания о подростках и практически отсутствовали знания о детях раннего возраста, у группы Б в равной мере представлены знания о раннем и подростковом возрасте, а у группы М в два раза выше была частота адекватных ответов по раннему возрасту, чем по подростковому. Итак, подростки плохо ориентируются в раннем возрасте, но беременность и рождение ребенка способствуют приобретению таких знаний.

Значимость ребенка и стабильности отношений достоверно чаще отмечали Б, чем П, у Б снижалась значимость постоянных сексуальных отношений по сравнению с двумя другими группами. У М значимость ребенка, а также поддержки, взаимопонимания и заботы встречалась чаще, чем у П и Б.

По рисунку «Я и мой ребенок» наличие конфликта с материнством выявлено у большинства девушек П, трети Б и половины М. Большинство Б изображало себя с животом (признак отсутствия субъективизации ребенка). В половине рисунков трех групп не прорисованы черты лица ребенка (свидетельство затруднений в установлении эмоционального контакта). Специфичным для рисунков М являлось замещение образа ребенка на образы мягких зверушек (мишки, котята), красивые пейзажи, а также замена фигуры матери на образы солнца, сердечка, воды, что свидетельствует о личностной незрелости, неуверенности в себе как матери. Для подавляющего большинства рисун- ков во всех группах характерно присутствие образа мужчины, что отражает одну из задач возраста — развитие отношений со сверстниками противоположного пола.

По методике «Материнский ТАТ» у девушек из группы П переживания были связаны с взаимодействием со сверстниками, что вписывается в задачи возраста. Беременность влияла на появле- ние переживаний, связанных с абортом как альтернативным решением, а также с ребенком, родами и материнством. Рождение ребенка влияло на появление переживаний о родительстве, установок на создание семьи. По временной перспективе высказываний от бездетных к беременным (от 17,1% к 62,5%) и от беременных к матерям (от 62,5% к 76,4%) усиливалась направленность на будущее.

.
Другие статьи
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
20 августа
20.00-22.00
2800 руб
Метафорические (ассоциативные карты) карты как инструмент работы перинатального психолога
вебинар
23,26,28,30 августа
20.00-22.00
13000 руб
Семья. Перезагрузка
дистанционный курс
3 сентября
20.00-22.00
от 1200 руб
2400 руб
-50%
Мастер-класс Ассоциативная техника работы на этапе планирования беременности «Куб в пустыне»
вебинар
To Top