Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Особенности материнского отношения у женщин Средней Азии

Блох М.Е. Теория и практика психотерапии 2015, № 9 (13). Стр. 81—83.

В статье рассматриваются особенности материнского отношения женщин Средней Азии (узбечки), в том числе мотивации рождения ребенка, родительские установки, ценности семейной и материнской роли, самоотношение, отношения среди значимого микроокружения.
Ключевые слова: материнство, мотивация рождения, родительские установки.

Изучение материнства и аспектов материнского отношения имеют особую значимость в настоящее время. Социальная роль женщины меняется, традиции, общественные нормы, ценности, экономическая ситуация влияют на женщину, принимающую решение родить ребенка, и, следовательно, материнское отношение не может быть однозначным и общепринятым, оно меняется в зависимости от эпохи, культурных и национальных установок, воспитательных стратегий, личностных особенностей женщины, репродукции моделей материнства в семье.

Эти вопросы крайне интересны в странах Средней Азии — там, где происходит сильное смешение восточных традиций и современных требований. С одной стороны, общество религиозно и стремится соблюдать традиции, сложившиеся веками на этой территории. С другой стороны, прогресс в области информации и потребления, интернет, а с ним и популярные социальные сети вносят свои коррективы в сложившиеся устои общества. Происходят определенные конфликты поколений, и современной женщине нужно найти баланс между требованиями социума и собственными потребностями, между традиционными семейными установками в воспитании и современными исследованиями в области развития детей.

Вопросы семьи и брака у народов Средней Азии привлекали исследователей с давних пор, так как культура Азии отличалась от культуры европейских народов.
Но, в основном изучались семейно-брачные отношения: особенности вступления в брак, полигамность отношений, сильные родовые связи между членами семьи. Детско-материнские отношения всегда рассматривались с точки зрения отношения ребенка к матери, его уважения к ней, зависимости и сепарации. А отношение женщины к своей роли матери не изучалось, так как в рамках традиционных религиозных и культурных представлений, распространенных в данном регионе, материнство всегда являлось «естественным предназначением женщины».

Все остальные роли, которые предлагает современное общество, считались второстепенными [1]. Время, экономический и социальный прогресс вносят свои коррективы в психологию современной азиатской женщины и «выводят» ее за пределы семьи. Происходит определенный конфликт между традиционным пониманием роли матери и современными потребностями женщины в социуме и личностном развитии. Особенностью Средней Азии является высокая деторождаемость – за последние 100 лет численность населения выросла более чем в 5.5 раз. Ежегодный прирост в настоящее время составляет 1.8—2.2%. В основном в семьях не менее 3 детей. На востоке даже есть пословица: «Один ребенок – нет детей, два ребенка — полребенка, три ребенка – один ребенок», то есть семья считается полноценной тогда, когда в семье рождаются и вырастают не менее 3 детей.

Согласно исследованию международной организации, занимающейся защитой прав детей по всему миру, «Save the children», был составлен рейтинг наиболее благоприятных стран для материнства. Страны оценивались по различным показателям, таким как вероятность смерти беременных женщин и рожениц, уровень и доступность образования, экономический статус. По данному рейтингу, Узбекистан занимает 118 место, Киргизия – 60, Таджикистан – 127, по Туркмении данных нет [2].

Основная социальная структура общества – это межпоколенная семья. Даже если семья (муж и жена) начинают жить самостоятельно, отдельно от родителей, связь с родителями (особенно мужа) не прерывается. Понятие семьи в разных странах Средней Азии является разным. Это зависит от исторически сложившихся устоев жизнедеятельности. Страны с оседлым образом жизни, такие как Узбекистан, Таджикистан характеризуются большой патриархальной семьей. У народов, ведших кочевой образ жизни, преобладают нуклеарные семьи.

Это связано как с ведением хозяйства, так и с удаленностью той или иной семьи от центральных городов. Поэтому и образ жизни матерей, отношения к детям разнится, в зависимости от того, большая патриархальная семья или малая нуклеарная. В современном мире многие традиции сохранились. Так, традиционно, сын приводит невесту к себе домой и им, на одном участке с родителями жениха, строят дом, где кухня и санузел является общим для всей большой семьи, а молодым выделяются несколько комнат. Хозяйство ведется совместное с родителями.

Многие молодые семьи отказываются жить вместе с родителями и приобретают собственное жилье, но определенные традиции сохраняются по сей день. Так, все праздники отмечаются большой семьей, где основная организация торжества лежит на молодых дееспособных членах семьи. При этом некоторые семьи соблюдают обычай разделения помещения на мужскую и женскую половину, дети (мальчики до 12 лет) традиционно находятся с женщинами.

Основная религия – мусульманство. Это несет большой отпечаток на уклад общества, в частности на права мужчин и женщин, на внутрисемейные отношения. Важно указать, что в социальном укладе играет большую роль махалля и махаллинский комитет. Махалля – это часть города размером с квартал или объединяющий несколько кварталов, в котором введено самоуправление.

Жители махалли объединены в части быта, традиций, морали. Например, только в 2013 в Узбекистане было отменено правило, что если муж и жена хотят развестись, то, прежде всего, они должны получить справку в суд от махаллинского комитета, в которой будет указано, что женсовет махалли провел все возможные мероприятия, чтобы спасти семью от развода [Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» от 14.04.1999]. Проведение свадьбы, значимые события, такие как рождение ребенка, поминальные мероприятия, также проходят с участием жителей махалли.

Как особенность региона, необходимо указать, что медицинское обслуживание, в том числе сопровождение беременности, родов и педиатрическая помощь являются бесплатными. Государствами предоставляются бесплатно контрацептивные средства (пероральные и внутриматочные) В то же время, не ведется статистика абортов, смертности от абортов, количества женщин с диагнозом бесплодие.

На основании изучения особенностей материнского отношения (дипломное исследование студентки ВЕИП Горловой Е.А.) у женщин восточной национальности (узбечки), родившихся и проживающих на территории Средней Азии, получены следующие результаты.

Формирование собственной семьи и рождение ребенка для женщин Средней Азии является основным фактором формирования как социально-одобряемой, так и внутрипсихической личностной характеристикой. При этом рождение ребенка связано напрямую с семейным статусом. Женщина и ребенок, рожденный вне брака, осуждаются обществом и семьей.

Такие факты не обсуждаются, нередко происходит усыновление ребенка родителями женщины только ради того, чтобы окружающие не узнали о внебрачной связи их дочери и у женщины в будущем был шанс выйти замуж. В то время как женщина, родившая ребенка в браке, более спокойна и благополучна: даже если в жизни с мужем начнутся конфликтные ситуации, семья мужа поддержит и финансово обеспечит ее и ребенка. И семейный статус женщины тоже может зависеть от факта рождения ребенка. Так если в течение первого года замужества женщина не забеременела, может встать вопрос о разводе, который чаще всего инициируется со стороны родителей мужа.

Особенно важным фактором в формировании самооценки является рождение сына. Женщины на Востоке говорят: «Я родила дочь, а Аллах благословил меня сыном». Сын – это подтверждение правильности своей жизни, одобрение своих поступков, формирование материнской и семейной роли. Среди исследуемых женщин восточной национальности, большое количество женщин, родивших сына – 90%. При этом, на социальных женских форумах в интернете постоянно появляются темы о проведении раннего скрининга плода (до 12 недель) для установления пола ребенка.

Таким образом, можно говорить об определенной системе зависимости личностной сферы женщины и формирования ее родительских установок от тех культурных обычаев и требований, которые сформировались на Востоке. Какое-либо несоответствие требованиям общества влияет на отношение как к себе, так и к ребенку.

Исследование показало, что незамужние женщины проявляют амбивалентные, неустойчивые эмоции: с одной стороны желание подчиняться, уступать, услужить окружающим и своему ребенку, побаловать его за себя и за отца. С другой стороны, можно отметить определенную агрессивность, враждебность в отношениях с семьей и с ребенком. Рождение сына формирует такие родительские качества как дружелюбие к ребенку, подчиняемость капризам, зависимость. В то время как матери девочек проявляют больше авторитарность, эгоистичность, подозрительность. Редко встречаются восточные семьи, где только один ребенок – девочка. Чаще всего, в случае рождения девочки, женщина еще раз беременеет. То есть количество детей зависит не от желания родителей, а от пола ребенка и от одобрения ближайших родственников.

Исследование показало, что отношение к беременности и родам у женщин восточных и невосточных национальностей различается. Восточные женщины относятся к своей беременности как к естественному физиологическому состоянию, практически не говорят о страхах во время беременности и родов. Сам ребенок является членом семьи и задача женщины – его родить и воспитать в культурных обычаях. Соответственно и все родительские установки на воспитание направлены на это: ребенок должен хорошо себя вести, быть опрятным, сытым, учиться и заниматься спортом.

При анкетировании женщины невосточных национальностей эмоционально рассказывали о своих страхах, фантазиях о ребенке и родоразрешении, контролировали процесс родов и могли рассказать о них в подробностях.

При этом можно отметить, что среди невосточных женщин было отмечено больше количество сложностей во время беременности, более затяжные роды и более сложный в психологическом плане послеродовой период. Также исследование показало различие в отношениях с отцом ребенка, вернее, ожидания от отца ребенка у женщин восточной и невосточной национальностей.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что женщины восточных национальностей больше зависят от культурных и семейных обычаев и требований.

Но при выполнении всех необходимых условий, такие как, например, правильно выйти замуж, родить сына в первый год замужества, жить с родителями мужа и слушаться мужа, женщина считает себя благополучной, счастливой, относится с любовью и дружелюбием к собственному ребенку. Женщины невосточной национальности меньше зависят от мнения общества, больше настаивают на своей точке зрения и своем укладе жизни.

Но в то же время, исследование показало, что женщины невосточных национальностей более эмоционально зависимы от отца ребенка, его личностных характеристик и его отношения к ребенку, стремятся осуществлять контроль над собственной жизнью и телом и, как следствие, стремятся контролировать своего ребенка, в частности, его психическое и эмоциональное развитие.

Такие ожидания от семейной жизни и ребенка формируются на основании внутрисемейной материнской позиции, но с большим влиянием внешних источников информации, которая зачастую является противоречивой. Поэтому и самооценка женщины тоже является неустойчивой и зависит как от семейной жизни, так и от внешних возможностей, которые предоставляет ей общество (карьера, личностное развитие и прочее).

Выводы:

1. Основными факторами, влияющими на формирование материнского отношения и самооценки себя как матери у женщин, проживающих в Средней Азии, являются: факт замужества (семейно-социальный статус), пол ребенка и взаимоотношения с матерью:

• Замужние восточные женщины более позитивно оценивают свою беременность, роды, взаимоотношения с отцом ребенка по сравнению с незамужними женщинами — Рождение мальчика у восточных женщин воспринимается как наиболее социально одобряемое событие, влияющее на самооценку и самоотношение женщины.
• Конфликтные отношения с матерью у восточных женщин напрямую взаимосвязаны с амбивалетными отношением к собственному ребенку.

2. Женщины восточных национальностей оценивают себя как компромиссных, подчиняемых, дружелюбных, зависимых, причем, наибольшие дружелюбие и подчиняемость демонстрируют женщины замужние и родившие мальчика.

3. Семейные установки восточных женщин отличаются большой зависимостью от семьи, жертвенностью, доминированием собственной матери, отношением к рождению ребенка как естественному событию жизни, причем незамужние женщины и женщины, родившие девочку более дистанцированы от ребенка либо доминантно-агрессивны по отношению к дочери.

4. Основные мотивы рождения детей у женщин восточных национальностей – это «выполнение женского долга перед обществом и мужем», «доказательство собственной взрослости».

Литература:

1. Касымова С. Традиция многодетного материнства у таджиков в контексте гендера и времени. Вестник Евразии, № 4. М., 2006, с.63–84
2. Статистические данные с сайта https://www.savethechildren.net/state-w… thers–2015

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5200 руб
6800 руб
-24%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
83000 руб
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг
19 мая в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2100 руб
-34%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
18 мая в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар