Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Принятие материнской роли и особенности личностной и социальной идентичности женщины

Земзюлина И.Н., Дремина Т.Ф.

Курский государственный медицинский университет. V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья». Москва, 24–27 сентября 2013 г.

Актуальность настоящего исследования продиктована рассмотрением особенностей переживания беременности в контексте жизненного пути личности, особенностей принятия материнской роли, анализом социально-психологических особенностей личностной и социальной идентичности в особой жизненной ситуации – ситуации беременности у женщин, ожидающих первого и второго ребенка во втором и третьем триместрах беременности.

В нашей работе переживание беременности представлено совокупностью двух компонентов – смыслового и эмоционального.Целью настоящего исследования явилось выявление влияния переживания беременности в контексте жизненного пути личности на трансформацию Я-концепции беременной женщины. Мы предполагаем, что у женщин, ожидающих первого ребенка, трансформация структуры Я-концепции выражается в обретении новой идентичности, которая, в свою очередь, характеризуется принятием новой социальной роли – роли матери. Структура Я-концепции женщин, ожидающих второго ребенка, трансформируется в связи с уже имеющимся опытом материн- ства и расширением контекста жизненного пути личности.

Объектом исследования выступает трансформация Я–концепции беременных женщин. Предмет исследования– влияние переживания беременности в контексте жизненного пути личности на трансформацию Я–концепции беременных женщин. Мы проследили динамику переживания беременности у женщин, ожидающих первого и второго ребенка во втором и третьем триместрах беременности.

В результате статистической обработки данных были выявлены значимые различия по типам готовности к материнству у женщин, ожи- дающих первого и второго ребенка и находящихся во втором и третьем триместрах беременности. Следует отметить, что показатели адекватного и тревожного типов готовности к материнству в группе женщин, ожидающих первого ребенка, находящихся во втором триместре беременности, значительно ниже, чем у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся во втором триместре беременности. Это свидетельствует о том, что физическое и эмоциональное переживание момен- та идентификации беременности у женщин, ожидающих второго ребенка, связано с шевелением плода. Женщины данной группы начинают принимать роль матери уже во втором триместре бере- менности, что является значимым этапом во взаимодействии с ребенком. В результате статистической обработки с достоверным уровнем значимости р<0,05 значимые различия отмечаются по шкалам «Цели», «Процесс» и по общему показателю «Осмысленности жизни». У женщин, ожидающих первого ребенка и находящихся во втором триместре беременности, показатели наличия целей ниже, чем у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся во втором триместре беременности. Следовательно, построение планов в группе женщин, ожидающих первого ребенка, характеризуется отсутствием реальной опоры в настоящем, так как они только готовятся к принятию новой социальной роли и не в полной мере осознают свое новое социальное положение, а цели пока не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Женщины, ожидающие второго ребенка, живут настоящим и ставят перед собой реализуемые цели, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Данные свидетельствуют о том, что у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся в третьем триместре беременности, показатели по шкале «Цели» ниже, чем у женщин, ожидающих второго ребенка и находящихся во втором триместре беременности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в момент приближения к родам осмыслен- ность жизни уменьшается, следовательно, они строят свои планы в будущем, а придают смысл событиям настоящего.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к третьему триместру у женщин, ожидающих второго ребенка, структура Я-концепции становится более сбалансированной. Структура Я- концепции беременных женщин к третьему триместру характеризуется более высоким уровнем осмысленности, но сохраняется высокий уровень напряженности. По показателям ролевого компонента во втором и третьем триместре отмечается несбалансированность: ценность ребенка не представлена, но наблюдается снижение показателей по значимости профессиональной сферы к третьему триместру.

Таким образом, женщины, ожидающие первого ребенка, находящиеся во втором и третьем триместрах беременности, испытывают трудности в обретении новой социальной идентичности, а, следовательно, и в принятии новой социальной роли, которая в свою очередь является критерием готовности к материнству. Женщины, ожидающие второго ребенка, находящиеся во втором и третьем триместрах беременности, на основе уже имеющегося опыта претерпевают изменения в структуре Я-концепции.

Обобщая полученные данные, нами были сформулированы следующие выводы:

1. Контекст жизненного пути личности влияет на переживание особой жизненной ситуации – ситуации беременности.

2. Наличие опыта беременности влияет на переживание беременности, которое представлено эмоциональным и смысловым компонентами.

3. Принятие новой социальной роли матери, критерием которой является готовность к материнству, зависит от срока беременности и наличия опыта материнства.

4. Переживание беременности в контексте жизненного пути является фактором трансформа- ции Я-концепции.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
8500 руб
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс
15,17,19,24 апреля с 20.00 -22.00 (мск)
ОТ 12800 руб
16800 руб
-24%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс