Пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации психологическая помощь должна быть оказана немедленно, в течение в первых 48 часов! Это самое эффективное средство профилактики развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). В последующие 4 недели человек должен находиться под наблюдением специалиста для того, чтобы тот мог продолжить работу с ним, если симптомы стрессового расстройства будут сохраняться или усиливаться.
Почему необходимо принять все меры, чтобы избежать ПТСР? Потому что жизнь с ПТСР кардинально снижает качество жизни человека, приводит к вредным привычкам в попытках справиться с синдромом и превращает в ад жизнь его близких.
ПТСР – это бессонница и кошмарные сны, это эмоциональные скачки и бесчувствие, навязчивые мысли и трудности функционирования. И постоянные флешбэки – эмоциональные возвраты в травматическое событие. Человек не способен по-настоящему жить в моменте и строить будущее. Его чувства, мысли и поведение определяются прошлым - нездоровым, разрушительным, уничтожающим. И так длятся десятилетия его жизни.
Вот почему так важно уметь помочь человеку в первые часы и месяц после травмы, это спасает психику пострадавшего и близких ему людей.
Приведу пример.
Клиентка обратилась ко мне онлайн по настоянию родственницы, моей ученицы, на второй день после того, как она с дочкой 4-х лет стала свидетелем теракта. Она не могла спать и находилась в оцепенении. При этом первый её вопрос ко мне был: «Как помочь дочери?» Я спросила её: «А что с ней?» Оказалось, что дочь собрала своих кукол в семью. И разыгрывала сюжет: как семья идет, и вдруг взрыв («бах») и дети с мамой убегают с места. Дочь проигрывала этот сюжет вновь и вновь. Я предложила обратиться к специалисту по песочной терапии, сказала, что то, что девочка делает – это правильно, это ей нужно, и так она справляется с пережитым. И спросила: «А как действуете Вы?» Она оказалась в замершем состоянии. В нескольких предложениях она описала ужас вчерашнего дня. Сейчас её надо было вывести из оцепенения.
Я предложила вместе подышать: вдох через нос - задержим дыхание - и полный выдох через рот. Так мы сделали 7 раз.
Нормализация реакции на стресс. «То, что Вы сейчас в состоянии оцепенения – это нормальная реакция на такое событие» – сказала я. «Я вижу, что Вы вздрогнули на звук резкого торможения машины за окном - это нормальная реакция. Вы пережили серьезный стресс. Сейчас всё в порядке. Сейчас Вы находитесь дома, в безопасном месте.»
Проверка уровня стресса по шкале SUDS (Subjectivе Units of Distress Scale) . Я предложила показать на шкале из 10 баллов насколько ее состояние сейчас не поддается её контролю. Предложила сравнить с тем, как это было вчера. Нынешнее состояние она оценила в 7 баллов, а вчера в 8-9. Оценивая своё состояние в баллах, мы выходим из хаоса в упорядоченный мир. «Хорошо, сказала я, значит, сегодня по сравнению со вчера состояние тревоги уменьшилось»
Билатеральное постукивание. Я предложила вместе проделать упражнение «Бабочка» - похлопывание области ключиц ладонями обеих рук, сложенными перекрестно подобно крыльям бабочки, сопровождая постукивание ровным дыханием. Параллельно я проговаривала успокаивающие аффирмации: «Я сейчас в безопасности», «Со мной всё в порядке», «Я дома», «Я справляюсь». Мы подобрали удобный для клиентки ритм и силу похлопывания. Клиентка через какое-то время закрыла глаза, так ей было комфортно. И это значило, что сейчас она вошла в контакт с собой.
Констатация позитивных изменений. Я предложила клиентке вновь проверить себя на шкале SUDS. Она оценила состояние в 4-5 баллов. Я отметила, что у неё получается справляться со своим состоянием. Есть позитивная тенденция.
Склеивание времени и возвращение субъектности. «У Вас есть какие-то планы на ближайшие дни?» - спросила я. Она назвала. «Какие из них Вы сможете выполнить?». «Как Вы будете делать это?» - спросила я относительно планов на сегодня.
В тот день наша работа ограничилась получасом. Впереди еще было возвращение к воспоминаниям и отрабатывание чувств и мыслей. Но с шоковой реакцией мы справились. К клиентке вернулась субъектность, способность действовать и непрерывность ее жизни.
Множество диагностик и техник оказания помощи на всех стадиях прохождения реакции на травму взрослыми и детьми на курсе