Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Нарушения инстинкта продолжения рода и репродуктивного поведения женщин в связи с психической патологией.

В.И. Брутман, частнопрактикующий врач (Израиль), журнал ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. — 2017 (17), № 2, с.30–31.

Одним из традиционных разделов клинической психопатологии является патология инстинктивной сферы (патология влечений) и связанных с этим нарушений поведения. Широко представлены и глубоко изучены такие области патологии, как патология пищевого, сексуального влечения, инстинкта самосохранения и пр. Вместе с тем патология одного из базисных инстинктов человека – инстинкта материнства — практически не изучена.

Многие годы практической и научной работы в области нарушений материнской сферы в связи с психической патологией дали нам основание обратить свое внимание на эту область психопатологии – патологии инстинкта продолжения рода.

В случаях целого ряда психопатологических состояний происходит патологическое угнетение репродуктивной активности (угнетение репродуктивного компонента инстинкта продолжения рода), приводящее к отказу от материнства. В клинической практике встречаются следующие психопатологические синдромы, ассоциированные с отказом от материнства:

  1. Глубокий дефект (недоразвитие) личности в форме выраженного психического (иногда и физического) инфантилизма. К такому состоянию приводят рано начавшаяся (т. н. детская) шизофрения, эпилепсия, глубокие олигофрении, ранние органические заболевания ЦНС. 2. Психопатоподобные состояния с выраженной эмоциональной дефицитарностью, неспособностью формировать альтруистические отношения. Обычно такие состояния возникают в рамках рано начавшегося вялотекущего шизофренического процесса.
  2. Сверхценное мировоззрение у женщин с психопатическим складом характера. У этих женщин рано, обычно под влиянием травматического семейного опыта, формируются стойкие антирепродуктивные установки — непоколебимая убежденность в невозможности собственного материнства.
  3. Особую группу «отказывающихся от репродукции» составляют женщины с формой личностного расстройства, которое проявляется заметным искажением полоролевой идентификации без изменения полового самосознания. Эти женщины с самого детства проявляют черты, свойственные психотипу противоположенного пола. При этом они воспринимают себя как женщин, могут вступать в брак, но собственной потребности иметь своих детей у них не появляется. У некоторых отмечается заметное равнодушие и даже отвращение к детям.
  4. Одной из обширных групп больных с отказом от репродукции являются женщины со стойкими «сексофобическими» состояниями. Вовремя не диагностированные и не леченые страхи (болезненные идеи) такого содержания приводит к защитному (ритуализированному) поведению — отказу от интимных отношений. С годами на этой основе формируется неприязнь и даже ненависть к мужчинам.
  5. В редких случаях отказ от материнства связан с особыми хроническими бредовыми состояниями.
  6. Временное угнетение репродуктивной активности чаще всего отмечается в рамках затяжных, иногда многолетних депрессивных состояний и включается в комплекс симптомов, характерных для угнетения инстинктивной сферы у депрессивных больных.

Под влиянием психического или личностного расстройства может возникать патологическое повышение репродуктивной активности (усиление репродуктивного компонента инстинкта продолжения рода).

Клинические формы усиления репродуктивной активности следующие:

  1. Патологическое повышение репродуктивной активности в связи с затяжными гипоманиями при биполярных аффективных расстройствах. У женщин во время затяжных гипоманиакальных (маниакальных) фаз помимо характерного для этих состояний повышения сексуального влечения происходит резкое усиление фантазирования на репродуктивные темы, появляются яркие приятные зрительные образы, связанные с деторождением и вскармливанием младенца. возникает безудержное желание вновь забеременеть и родить ребенка несмотря ни на какие стесняющие жизненные обстоятельства.
  2. Патологическое повышение репродуктивной активности в связи с хронической гипоманией. В этих наблюдениях для женщин обычно с самого детства были свойственны черты непреходящего гипоманиакального аффекта, который носил несколько атипичный характер. Они бывают склонны к необычным увлечениям, которые могут становиться смыслом их жизни, превратившись в сверхценное мировоззрение. В кругу таких «захватывающих» идей могла оказаться идея поиска смысла жизни и самосовершенствования через многократное воспроизведение своего потомства. 3. Усиление репродуктивной активности в связи со сверхценными идеями. Речь идет о случаях, когда многодетность является результатом идей религиозного или ипохондрического содержания, сформированных в детском или подростковом возрасте в связи с особым стилем воспитания. Этому способствует ригидная, конформная структура их личности. 4. Усиление репродуктивной активности в связи с олигофренией. В данном случае безудержное и бесконтрольное репродуктивное поведение женщины обусловлено растормаживанием инстинкта продолжения рода (его сексуального и репродуктивного компонентов) при условии лишения внешнего социального контроля и поддержки.

Список типов психических расстройств, приводящих к растормаживанию репродуктивного поведения, по-видимому, можно продолжить. Все это требует дальнейшего психопатологического и клинического изучения.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
ОТ 6900 руб
8500 руб
-19%
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс