Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительное исследование материнского отношения к детям раннего возраста, зачатым при помощи ЭКО и спонтанно.

Ланцбург М.Е.,Соловьева Е.В. Сравнительное исследование материнского отношения к детям раннего возраста,зачатым при помощи ЭКО и спонтанно // У истоков развития. Сборник тезисов участников Четвертой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 187 стр.Редакторы-составители: Л.Ф. Обухова,И.А. Котляр (Корепанова),А.И. Сахарова. С.41–43.

Ключевые слова: материнское отношение, экстракорпоральное оплодотворение, ранний возраст.

Внедрение в медицинскую практику вспомогательных репродуктивных технологий предоставило возможность женщинам и парам, ранее обреченным на бездетность, зачинать, вынашивать и рожать детей. Одним из наиболее эффективных методов лечения бесплодия является метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Научный интерес к изучению психологических особенностей женщин с нарушениями репродуктивного здоровья достаточно высок. Однако вопрос о влиянии трудностей, связанных с зачатием ребенка, на формирование материнского отношения к нему редко становился предметом научного исследования. Поэтому изучение связи фрустрации на этапе реализации репродуктивной функции, нередко сопровождающейся отягощенным течением беременности и родов, с материнским отношением к ребенку весьма актуально.

Для изучения особенностей психического развития и материнского отношения к детям, зачатым с помощью ЭКО, в 2011–2012 гг. на базе отделения катамнеза Центра планирования семьи и репродукции г. Москвы было проведено исследование, в котором приняли участие детско-материнские диады, где дети были зачаты как посредством ЭКО, так и естественным путем. Из всей совокупности участников была составлена выборка из 260 детско-материнских диад, которые были впоследствии разделены на две группы. Основную группу составили 135 диад, в которых дети были зачаты с помощью ЭКО. Контрольная группа состояла из 135 диад, в которых дети были зачаты спонтанно.Границы возраста детей обеих групп – 11–37 месяцев. Группы не различались по среднему возрасту детей, соотношению мальчиков и девочек, представленности детей первого, второго и третьего года жизни, а также по основным социально-демографическим характеристикам (семейное положение, жилищные условия, образование матерей, доход семей).

Использованные диагностические методики:

  1. Опросник для матерей М.Е. Ланцбург. Цель: сбор социально-демографических сведений (возраст, семейное положение, состав семьи, образование, профессия), а также данных о беременности, родах ипослеродовом периоде. Отдельный блок анкеты составили вопросы, касающиеся различных аспектов взаимоотношений с детьми и восприятия изменений семейной системы в связи с их рождением.
  2. Анализ анамнестических данных из медицинских карт детей.
  3. Шкала депрессии Зунга. К оригинальному тесту были добавлены вопросы, касающиеся ретроспективной оценки матерями послеродовой депрессии и наличия депрессивных переживаний до родов.
  4. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни Э.Л. Фрухт.
  5. Методика психолого-педагогического изучения детей раннего возраста Е.А. Стребелевой.
  6. Модификация М.Е. Ланцбург методики семейной социограммыЭ.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
  7. Модификация М.Е. Ланцбург методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, направленная на исследование оценок матерями качеств своих детей.

Обработка данных проводилась при помощи пакета статистического анализаMicrosoft Office Excel 2007. Для определения различий в распределении признаков применялся критерий Фишера.

Результаты были проанализированы с учетом сопоставления данных медицинского анамнеза и психологического исследования – диагностики нервно-психического и познавательного развития детей.

Исследование показало, что в отношении к детям в двух группах матерей имеются как общие черты, так и различия.Спонтанно зачавшие матери в целом более ориентированы на потребности и состояние детей и имеют реалистичные представления об их актуальных возможностях и способностях, чем матери, зачавшие посредством ЭКО, которые часто имеют завышенные ожидания и предъявляют к своим детям более высокие требования, т.е. живут с идеальным образом ребенка, к которому реальному малышу приходится приспосабливаться.

Матери, зачавшие спонтанно,более адекватно представляют себе положение ребенка в семейной иерархии, в то время как дети, рожденные в результате ЭКО, имеют для своих матерей завышенную ценность.

У женщин, зачавших посредством ЭКО, отмечены затруднения в принятии новой роли матери и недоверие к себе.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5600 руб
6800 руб
-18%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
c 22 июня, 6, 20 июля, 3,17,31 августа по субботам в 13.00
ОТ 7900 руб
15800 руб
-50%
Курс по внутреннему ребенку для выпускников
онлайн-тренинг
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
ОТ 65000 руб
83000 руб
-22%
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг