Центр перинатальной психологии Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АКУШЕРОК/АКУШЕРОВ В ОБЛАСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

О. Д. Петерсон СПб ГБПОУ «Акушерский колледж», Санкт-Петербург, Россия.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. Образовательная компетенция — это совокупность опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность обучающихся к решению профессиональных исследовательских задач с не формулируемым условием. В этом случае ориентиром цели профессионального образования может быть не «модель профессионала, соответствующая нормам и требованиям образовательного стандарта», а модель пути постижения отношения к самому себе, к  окружающему миру и  своему месту в  нем, т. е. модель пути постижения своего отношения к смыслу жизни вообще.

Особое значение термин «путь постижения своего отношения к смыслу жизни» обретает в сфере подготовки специалистов в сфере медицины, а особенно в сфере акушерства, где ежедневная профессиональная деятельность напрямую связана с экзистенциально значимыми вопросами жизни и смерти.

Поиск смысла жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к  определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека  как биологического вида, а  также человека как индивидуума. Вопрос об отношении к смыслу жизни может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности жизни. Ответ на этот вопрос человек ищет всю свою жизнь и получает его по мере обретения знаний, жизненного и профессионального опыта, т. е. он является постепенным, последовательным духовным процессом. Но что происходит, если в жизнь профессионала вторгается смерть, горе?

Потеря беременности на любом сроке, внематочная беременность, некурабельное бесплодие, гибель ребенка до, во время и после родов, смерть усыновленного младенца является психотравмирующей ситуацией для матери, отца и других членов семьи. Но не только для них. Все это вызывает мощный внутренний когнитивный диссонанс специалиста, социальная сущность профессии которого — «дарить жизнь», приводящий к  профессиональной деформации личности и  развитию синдрома эмоционального выгорания. Как показали психологические исследования, проведенные среди обучающихся колледжа, различные проявления синдрома эмоционального выгорания формируются у будущих акушерок уже на стадии обучения.

На сегодняшний день законодатель посредством Федерального государственного образовательного СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.14 г. № 969, утвердил совокупность обязательных требований к образованию по специальности  31.02.02  «Акушерское дело», а  именно перечень общих и  профессиональных компетенций, которыми должна обладать акушерка в том числе как результат изучения по учебной дисциплине «Психология».

К общим компетенциям законодатель отнес восемь компетенций, а именно: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с  коллегами, руководством, потребителями, организовывать рабочее место с соблюдением требований безопасности, вести здоровый образ жизни.

К элементам профессиональных компетенций акушерки, формируемым в результате освоения учебной дисциплины «Психология», законодатель отнес, в  частности, лечебно-диагностическую медико-социальную помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом и  патологическом течении беременности, родов, послеродового периода, проведение диспансеризации, патронажа беременных и  родильниц, физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода, оказание акушерского пособия при физиологических родах, участие в  оказании помощи пациентам в периоперативном периоде, осуществление интенсивного ухода при акушерской патологии.

В этом обширном перечне отсутствует акушерка как личность, как участник процесса горевания с переживаниями своего экзистенциального кризиса, амбивалентным отношением к своей профессии, тревогой, чувством вины, эмоциональной беспомощностью. Безусловно, стандарты оказания психологической помощи при перинатальных утратах снизят интенсивность личностных переживаний. Однако, рассматривая личность профессионала как субъекта системы отношений (Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н.), просто необходимо введение в образовательный стандарт такой общей компетенции, как формирование личного отношения к мировоззрению, к себе, к нравственности, к ответственности, к религии и  т. п. Формирование данной компетенции возможно (как один из вариантов) посредством психологического консультирования будущих специалистов в  области акушерства в  течение всего курса обучения. Данное предложение, конечно, является дискуссионным и подлежит дальнейшему обсуждению.

.
Другие статьи
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
13-18 сентября
09.00-18.00
38800 руб
Клиническая психология, перинатальные аспекты
курс повышения квалификации
17 сентября
20.00-22.00
2800 руб
Тема РОДЫ в курсе для беременных (взгляд акушера-гинеколога)
вебинар
18 сентября
20.00-22.00
2800 руб
Пренатальная депрессия. Причины, симптомы и направления профилактической работы
вебинар
To Top