Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Перинатальная психотерапия

Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. — М.: Изд-во УРАО, 2005 С.38 — 41

Автор:

Добряков И.В.

Последние десятилетия ознаменованы большим интересом к вопросам перинатальной медицины. Следует отметить, что формированию целостных представлений о сложнейших механизмах различных аспектов репродуктивной функции человека препятствуют дефинитивные барьеры и отсутствие общего естественно-гуманитарного подхода. В связи с этим представляется актуальной попытка уточнения определений, выделения отдельных направлений перинатальной психологии, предмета их исследования. Основным понятием, разные толкования которого во многом определяют объем и характер проводимых в области перинатальной медицины исследований и клинической работы, является перuнатальный период. Традиционно считается, что «перинатальный период — период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного» [17].

Если строго руководствоваться этим определением, то поле внимания исследователей будет значительно суженным, а объектами изучения окажутся только плод, а затем новорожденный. G.J. Craig считает, что перинатология — «новая ветвь медицины» — «рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения» [10]. Таким образом, он расширяет рамки понятия «перинатальный», что согласуется и с этимологией слова: греческая приставка peri- означает «расположение вокруг», «при чем-либо», а латинское пatus - «рождение» [17]. Но в то же время, считая, что предметом изучения перинатологии являются «здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный период, роды и первые месяцы постнатального периода», G.J. Craig традиционно подходит к изучению онтогенеза ребенка «в отрыве от специфики формирующей его среды, т.е. вне контакта с матерью и вне динамики преобразований, одновременно имеющих место в организме матери"[10]. Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения, связанное с ним. Многие психологи, врачи практически так и делают. Такое толкование слова «перинатальный» позволяет инициировать в рамках перинатальной психологии не только изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных про­цессов, происходящих в системах «мать-дитя», «семья, ожидающая рождения ребенка», «семья новорожденного» и др. Подобные исследо­вания имеют огромное теоретическое и прикладное значение.

Очевидно, что дальнейшее полноценное развитие перинатологии возможно лишь при условии формирования методологии междисцип­линарных связей, обеспечивающих интеграцию соответствующих био­логических, психологических и социальных направлений исследова­ний. В нашей стране отмечалось явное превалирование развития фи­зиологического, патофизиологического, эндокринологического, неона­тологического, генетического, акушерско-гинекологического, биохи­мического направлений. Исследований в области перинатальной пси­хологии значительно меньше, хотя в последнее время отмечается их заметный рост. Отдельные работы [2; 3; 5; 6; 7; 11; 13; 15; 18; 19; 20 и др.] посвящены психотерапевтической помощи беременным женщи­нам, семьям, ожидающим ребенка, семьям новорожденных. Однако ни беременные женщины, ни, к сожалению, гинекологи и терапевты, на­блюдающие их, не знают показаний обращения к психотерапевту. В женских консультациях, родильных домах не предусмотрено получение пациентками психотерапевтической помощи. Нередко эти учреждения сотрудничают с психологами, но задачи последних сводятся к участию в подготовке женщин к родам. Диагностикой нервно-психических рас­стройств и психотерапией они, как правило, не занимаются. В резуль­тате лишь единицы из тех, кому это необходимо, получают психотера­певтическую помощь. Это удивительно, так как общепризнанно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психического здоровья"[9]. Жалобы беременных невротического характера либо объясняются «положением» женщины и игнорируются, либо приводят к назначению симптоматической меди­каментозной терапии. Известно, что 35% женщин во время беременно­сти принимают психотропные препараты [там же], а ведь оценка по критериям FDA доказывает, что абсолютно безопасных психотропных препаратов не существует. Как справедливо отмечает G.J. Craig, даже «если установлено, что данное лекарство совершенно безвредно для взрослой женщины, это еще не означает, что оно также безвредно для крошечного развивающегося организма, который во всем зависит от матери и живет в создаваемой ею среде» [10].

В первом триместре беременности прием наиболее часто исполь­зуемых бензодиазепинов увеличивает вероятность возникновения волчьей «пасти» и «заячьей губы» [9; 16]. Рекомендуемое порой с целью снижения токсического действия на плод сокращение времени прове­дения курса лечения бензодиазепинами либо не достигает терапевтиче­ской цели вообще, либо эффект его нестоек. Депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести встречаются у 10–18% бере­менных женщин [9]. Применение наиболее распространенных трицик­лических антидепрессантов в первом триместре может оказывать тера­тогенное действие, а в более поздние сроки нередко приводит к нару­шениям дыхания и сердечно-сосудистой системы, к повышению мы­шечного тонуса у новорожденных. Раннее выявление нервно-психи­ческих расстройств у беременных и применение психотерапии позво­лят значительно снизить количество назначаемых препаратов или во­обще обойтись без них.

Психотерапия — это лечебное воздействие на психику и через пси­хику на организм больного [8]. Исходя из этого определения, под пери­натальной психотерапией следует понuмaть систему лечебного пси­хического (психологического) воздействия на психику женщины и ре­бенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на орга­низм женщины и ребенка.

Кроме того, еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Мотивы жела­ния иметь ребенка разнообразны. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за но­ворожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому. Основными задачами перинатальной психотерапии являются: преду­преждение отклонений в развитии систем «беременная-плод-буду­щий отец», а затем «мать-дитя-отец» или раннее их выявление; раз­работка методов целенаправленных лечебных воздействий психологи­ческими средствами на эти системы для упорядочения их деятельности.

Перинатальной психотерапией могут заниматься врачи и психологи, придерживающиеся различных взглядов, представители динамическо­го, когнитивно-поведенческого, экзистенциально-гуманистического направлений. Обязательным условием, которому они должны соответ­ствовать, является прохождение специального обучения и достаточно высокая квалификация.

Перинатальные психотерапевты могут применять различные формы психотерапии: индивидуальную, групповую, семейную, однако особое место должно принадлежать семейной. О «неизбежном семейном кри­зисе», связанном с рождением ребенка, писала О. Pines [14]. С.А. Whi­taker отмечал, что все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, корм­ления младенцев до одного года» [4]. S.Minuchin предупреждал, что появление ребенка означает появление в семье новой диссипативной структуры, что влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи [12]. Таким образом, перинатальную психотерапию необходимо развивать. Необходимы организационные мероприятия, благодаря которым беременные женщины, семьи, ожидающие рождения ребенка, могли бы получать квалифицированную психотерапевтическую помощь.

Перинатальная психотерапия должна занять соответствующее ее значимости место в перинатальной медицине.

Литература

  1. Батуев А.С. Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа форми­рования системы «мать-дитя» /Вестн. С.Петерб. ун-та. Сер. 3. Вып. 2. СПб. С. 85­- 102.
  2. БульП.И. Основы психотерапии. Л., 1974.
  3. ВельвовскийИ.З. Система профилактическогo обезболивания родов. М., 1963.
  4. Витакер К. (Whitaker С.) Полночные размышления семейного психотерапевта Пер. с англ. М., 1998.
  5. Добряков И.В. Позитивный подход в психотерапии семьи, ожидающей ребенка //1-я Всемирная конференция по позитивной психотерапии: Тезисы докл., СПб., 1997. С.52.
  6. Добряков И.В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин /Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конф. СПб., 1997. С. 57–61.
  7. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998.
  8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
  9. Карпов О.И., Зайцев А.А. Риск применения лекарств при беременности и лакта­ции: Справоч. руководство. СПб., 1998.
  10. Крайг Г. (Craig G.J.) Психология развития. 7-е междунар. изд. СПб., 2000.
  11. Лебединский М.С. Очерки психотерапии. М., 1971.
  12. Минухин С(Miпиchiп S.), Фишман Ч. (FishmaпH.Сh.) Техники семейной психо­терапии /Пер с англ. М., 1998.
  13. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.,1999.
  14. Пайнз Д(Piпes D.) Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход /Пер с англ. СПб., 1997.
  15. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962.
  16. Психика и роды Под ред. Э.к. Айламазяна. СПб., 1996.
  17. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х т. / Гл. ред. Б.В. Петровский. Т. 2. М., 1983.
  18. Duпbar F. Psychosomatic Diagnosis. N.-Y.; London, 1948.
  19. Lebovici S. Le nourrisson, 1а mеrе et le psychoanalyste: 1es interactions precoses. Paris, 1983.
  20. Lukas К. Die Dismenorroe. Stuttgart, 1965.
Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
8500 руб
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс
15,17,19,24 апреля с 20.00 -22.00 (мск)
ОТ 12800 руб
16800 руб
-24%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс