Цель курса
- знакомство с динамикой переживаний и особенностями формирования привязанности у родителей при преждевременных родах и диагностике патологии у ребенка на этапе беременности и в родах,
- овладение принципами и техниками оказания психологической помощи младенцам, рожденным преждевременно или с патологией, их родителям и медицинским работникам в родильном доме и детском стационаре.
Современные медицинские технологии позволяют сохранять жизнь детям, рожденным существенно раньше срока, имеющим патологии. Как известно, развитие младенца в значительной степени определяется качеством связи с мамой. Однако в случае преждевременных родов и рождения ребенка с патологией возникают препятствия, затрудняющие формирование привязанности. Когда будущие родители узнают о нарушениях в развитии ребенка, у них наступает шок. В этот момент запускается глубокая эмоциональная работа, в конечном итоге направленная на расставание с фантазийным образом ребенка и принятие новой реальности. При всей драматичности переживаний родителям необходимо в это время еще и действовать: принимать решение относительно сохранения ребенка, следовать инструкциям врачей, перестраивать образ жизни, сообщать о случившемся близким.
В таких случаях в профессиональном непрерывном и последовательном сопровождении нуждаются не только дети, но и их родители. Между тем, врачей не готовят к грамотному общению с родителями, а порой их присутствие в отделениях реанимации воспринимается персоналом как помеха.
Задача психолога – помочь налаживанию устойчивого конструктивного взаимодействия родителей с ребенком и врачей с родителями. Таким образом, деятельность психолога в медучреждении направлена на несколько объектов: на младенцев, их родителей и медицинский персонал.
Эффективность работы психолога в таких случаях определяется:
- пониманием психологического состояния всех участников процесса,
- определением целей и задач своей работы на каждом этапа сопровождения;
- владением методами оказания помощи родителям, ребенку, персоналу;
- умением налаживать взаимодействие между участниками процесса,
- способностью сохранять собственное эмоциональное равновесие.
Вебинар призван помочь специалистам в достижении этих задач. Что получат участники вебинара?
- Конкретные инструменты оказания помощи родителям и детям, рожденным с патологией, преждевременно и пребывающим в реанимации;
- Возможность потренироваться в анализе случаев из практики ведущих, а также вынести на обсуждение вопросы и случаи из собственной работы, посмотреть демонстрацию консультации клиента.
- Структурированную презентацию с освещением всех вопросов, рассмотренных на вебинаре - для закрепления навыков и самостоятельной работы в дальнейшем.
Программа курса 1 вебинар. Социальная ситуация развития младенца, рожденного с патологией и/или преждевременно и особенности принятия реальности родителями
- Переживания родителей в связи с диагностикой патологии у ребенка во время беременности и в родах.
- Факторы стресса родителей при преждевременных родах, пребывании ребенка в реанимации.
- Этапы переживания кризисной ситуации родителями при рождении детей недоношенных, больных и оказавшихся в реанимации.
- Особенности исходной социальной ситуации развития для ребенка, рожденного преждевременно или с патологией.
- Специфика становления родительской позиции при недоношенности или патологии новорожденного.
- Цели психологической поддержки родителей недоношенных и больных детей на раннем этапе.
2 вебинар. Работа психолога в отделении детской реанимации.
- Работа с родителями детей, находящихся на лечении.
- Детская реанимация – встреча с утратой.
- Специфика переживаний матери, чей ребенок требует лечения после рождения; сложности формирования привязанности.
- Потребности родителей ребенка, чей ребенок находится на лечении.
- Возможные риски и их профилактика.
- Особенности родительской и семейной ситуации в случае рождения недоношенного ребенка.
- Разбор случаев.
3 вебинар. Работа с врачами, младшим персоналом и сотрудниками отделения.
- Помощь врачам в профилактике эмоционального выгорания
- Просветительская работа. Специфика отношения «наши пациенты – это дети»
- Тренинги, направленные на повышение эффективности общения с родителями.
- Балинтовская группа.
- Формирование культуры взаимодействия медперсонала и родителей.
- Разработка протоколов, направленных на формирование доверия и альянса с врачом.
- Простые мелочи – большие помощники (имена мам, уголок для чая, доска для рисунков, шкаф с принадлежностями для рисования и проведения досуга)
- Разбор случаев, проигрывание ситуаций.
4 вебинар. Психологическое сопровождение родителей в медицинском учреждении
- Этапы сопровождения родителей в медучреждении:
а) в роддоме: дородовое стационарное пребывание беременных группы риска - роды в обсервационном отделении - стационарное пребывание ребенка в отделении интенсивной терапии - перевод ребенка в медицинское учреждение или выписка; б) в стационаре для детей: сопровождение на втором этапе выхаживания.
- Задачи и методы помощи матерям при диагностике нарушений развития у ребенка в беременности.
- Задачи и методы помощи матерям при рождении детей раньше срока и с патологией.
- Значение для ребенка и родителей ранних форм взаимодействия в случае преждевременных родов и пребывании ребенка в реанимации. Помощь в налаживании взаимодействия между ребенком и матерью.
- Задачи и методы помощи матерям в связи с выпиской и переводом ребенка в медицинское учреждение.
- Задачи и методы помощи на втором этапе выхаживания.
- Особенности работы с отцами и семьей в целом.
- Содействие «терапевтическому союзу» родителей с персоналом медучреждения.
- Профессиональная позиция психолога в медучреждении и профилактика его эмоционального выгорания.
- Обсуждение случаев. Демонстрация работы с клиентом .
АВТОРЫ И ВЕДУЩИЕ:
Ланцбург Марина Евгеньевна - перинатальный психолог, кандидат биологических наук, руководитель Центра перинатальной психологии, имеет многолетний опыт сопровождения родителей детей, рожденных преждевременно и с патологией, руководившая рядом психологических исследований в медицинских учреждениях, оказывающих помощь недоношенным детям и младенцам, во время и после реанимации.
Романчук Мария Львовна - клинический перинатальный психолог, медицинский психолог Центра планирования семьи и репродукции г. Москва , с большим опытом практической работы с родителями в отделениях патологии беременности, обсервации (роды при антенатальной гибели) и послеродовом, а также в отделениях интенсивной терапии и патологии новорожденных.