Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Проблема междисциплинарного взаимодействия в организации профилактики отказов от новорожденных детей

Трушкина С.В. Проблема междисциплинарного взаимодействия в организации профилактики отказов от новорожденных детей // Профилактика социального сиротства: подходы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной конференции, Томск, 2006, с. 211–215

Сегодня ситуация в России такова, что от половины до двух третей детей, оставшихся без попечения родителей,- это младенцы, от которых матери отказались в роддоме или вскоре после выписки из него. Как показала практика, «эпидемия» ранних отказов – явление не фатальное и поддающееся воздействию. Грамотно организованная профилактика в достаточно большом количестве случаев приводит к предотвращению назревающего отказа или к изменению решения семьи об оставлении ребенка.

Основными причинами отказов от младенцев являются: 1. мать-отказница живет за чертой бедности или не имеет своего жилья; 2. женщина находится в алкогольной или наркотической зависимости; 3. мать – сама бывшая воспитанница детского дома, часто не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного проживания; 4. роженица находится в юном возрасте; 5. ребенок родился с серьезными отклонениями от нормы; 6. мать имеет тяжелые заболевания, в том числе — ВИЧ-инфицирована; 7. отказ от ребенка – результат безответственного, недостаточно информированного или необдуманного решения.

Каждый конкретный случай может быть вызван как одной, так и несколькими причинами. И в каждом случае для того, чтобы помочь ребенку не остаться сиротой, требуется вмешательство сразу несколько специалистов: социальных работников, психологов, врачей, педагогов, юристов.

Проекты по профилактике ранних отказов, реализованные за последние 2–3 года Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, показали, что необходимость работы в одной команде таких разных специалистовсвязана для них с рядом трудностей. Предварительный анализ позволяет выделить три группы проблем: проблемы налаживания профессиональных и личных отношений внутри команды, проблема ведомственной принадлежности профилактической службы и проблемы взаимодействия со специалистами смежных служб.

Первая группа включает в себя, во-первых, трудности прохождения членами команды этапов группового процесса, обычных для становлениялюбой малой группы. Незнание этих закономерностей вкупе с высокой эмоциональной нагрузкой на специалистов может приводить к возникновению противостояний, конфликтам, отказам продолжать работу в команде. Во-вторых, это недостаточно четкое разграничение своих и чужих профессиональных компетенций. В-третьих, принципы командности и междисциплинарности в работе оказываются чересчур революционными для многих, начинающих работать командой. Навыки коллективного обсуждения случая и возникающих проблем, совместного принятия решений и разделения ответственности, оказания групповой поддержки вырабатываются лишь со временем и не всегда безболезненно.

Проблема ведомственной принадлежности заключается в невозможности «вписать» деятельность междисциплинарной команды в уже сложившиеся и функционирующие по-своему организационные структуры.Руководители медицинских, педагогических или социальных структур либо отказываются выступать в роли организаторов служб профилактики ранних отказов, либо соглашаются сделать службу своим подразделением, но нарушая при этом «баланс сил». Медик или педагог в этом случае гласно или негласно становится более значимой фигурой в команде, а руководитель службы вольно или невольно стремится решать задачи своего ведомства и своего руководства. Между тем проблема не может оставаться нерешенной, поскольку работа службы должна кем-то регламентироваться и контролироваться

Трудности третьей группы – в налаживании контакта и продуктивного сотрудничества со специалистами других ведомств, так или иначе вовлеченных в решение проблемы сиротства. Среди них можно назвать органы опеки и попечительства, органы милиции, различные учреждения здравоохранения, дома ребенка, детские дошкольные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, организации, оказывающие спонсорскую поддержку и т.д.При этом в одной и той же ситуации разные организации могут иметь совершенно разные цели и задачи, вплоть до оказания противодействия друг другу. Правильно налаженные отношения с местными органами власти играют решающую роль в институализации службы профилактики ранних отказов.

Традиционно перечисленные проблемы решаются путем создания межведомственных управляющих структур: комиссий, советов и др.Альтернативный путь, возможно, представляет собой введение в междисциплинарную команду нового члена — «специалиста по реализации социальных проектов», не медика, не психолога или соцработника, а по сути своей менеджера, специально обученного и владеющего организаторскими навыками. В область его компетенции можно будет отнести и вопросы налаживания внутрикомандного взаимодействия, и связи со смежными организациями, и решение вопроса об оптимальной форме подчиненности команды.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
8500 руб
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс
15,17,19,24 апреля с 20.00 -22.00 (мск)
ОТ 12800 руб
16800 руб
-24%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс