Ланцбург М.Е. Психологическая помощь в оптимизации диадических отношений на основе ресурсного подхода //Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства/ Под общей редакцией В.А. Аверина, А.Н. Корнева./СПб: Изд. СПбГПМА, 2010, С. 138–141
У человека, в отличие от животных, родительское поведение не следует автоматически вслед за рождением ребенка. Материнская сфера женщины, обеспечивающая осуществление родительской деятельности, формируется в процессе онтогенеза от рождения девочки до зачатия, становится в беременности и при воспитании нового человека [3]. Эволюционно и исторически родительская сфера сложилась в целях обеспечения становления ребенка как представителя своего вида. На начальном этапе развития ребенок нуждается в непосредственном постоянном участии взрослого для обеспечения жизненно важных потребностей. Выделение диадических отношений как единицы анализа в том, или ином понимании присутствует во всех направлениях психологии, занимающихся детством.
Итак, о бъектом профессиональной деятельности перинатального психолога является система (в более раннем понимании – диада) «мать-дитя». Развитие – основная характеристика, присущая ребенку, в связи с чем г лавным свойством диадических отношений является их динамика.
Ребенок нуждается в помощи со стороны родителя для обеспечения потребностей, лежащих в основе трех направлений его развития.
Биологическое развитие. Взрослый создает условия для созревания ребенка как биологической особи, обеспечивая его потребности в питании, комфортной среде и защите от агрессивных факторов внешнего мира.
Социальное формирование. Социальные потребности не только удовлетворяются, но и складываются во взаимодействии со взрослым. Он задает модели поведения и содействует освоению социальных ролей.
Индивидуальное становление (индивидуация). Взрослый содействует становлению «Я» ребенка, самоопределению и обособлению его личности, оформлению ее уникальности и неповторимости.
Следует отметить, что биологические потребности ребенка могут быть удовлетворены, в том числе и в тех редких случаях, когда за человеческим детенышем ухаживает заботливое животное (случаи «маугли»). Для освоения социальных ролей (гражданина, профессионала, ученика и др.) может оказаться достаточным включение индивида в ограниченные интервалы времени в определенные социальные институты, и лишь для принятия семейных ролей обязательным является проживание в семье. А вот для полноценного индивидуального развития ребенка условием является постоянное присутствие в его жизни взрослого, проявляющего личную заинтересованность в нем, стремящегося понять его во всех его проявлениях. Вот это субъектно-ориентированное отношение и обеспечивается родителем, любящим ребенка безусловно, принимающим во внимание его типологические и личностные особенности (темперамент, характер, направленность личности). Психолог для такого родителя выступает в роли консультанта, помогающего раскрыть возможности ребенка и принять ограничения (в связи с возрастом, состоянием здоровья, особенностями развития), способного предложить способы компенсации дефицитарных сторон и пути оптимизации индивидуального развития. По сути, п сихолог по отношению к матери решает задачу, аналогичную той, что и супервизор по отношению к молодому специалисту, — содействует поиску собственного оптимального стиля взаимодействия с ребенком.
Цель психологического сопровождения родителей — содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи, г) ближайшего социального окружения и д) ресурсов общества.
Система поддержки матери представлена на рис.1.
Г.Г. Филиппова [3] отмечает, что наряду с обеспечением потребностей ребенка родительская сфера личности удовлетворяет потребность женщины в материнстве. Как известно, идентичность становится к концу юношеского возраста, поэтому к моменту рождения ребенка, она уже сформирована и потребность в материнстве уже занимает в ней определенную позицию. В зависимости от этой позиции женщина оказывается внутренне готовой к роли матери или видит в материнстве помеху для осуществления наиболее значимых для нее потребностей (например, в карьерном росте, заботе о себе или заботе о важных для нее близких, коими могут выступать муж, родители или ранее рожденный ребенок). В реальности, материнство на конкретном отрезке жизненного пути может быть представлено в иерархии потребностей женщины как некая точка на шкале (см. рис.2) в диапазоне «опасность» – «помеха» – «ничего не значить» – «быть в становлении» – «занимать лидирующую позицию».
Рисунок 1. Система отношений, в которую включена диада «мать-дитя».
Как показано в работах О.А. Копыл, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз [2], В.И. Брутмана [1], имеется тенденция к усилению потребности в материнстве и перестройке иерархии мотивов в динамике трех триместров беременности. Задача психолога -диагностировать место потребности в материнстве и содействовать ее перемещению на более высокие позиции.
Рисунок 2. Место материнства в иерархии потребностей женщины.
В таблице № 1 перечислены ресурсы и их составляющие, обеспечивающие реализацию родительской деятельности. Диагностика
психологической готовности к материнству предполагает оценку сформированности указанных компонентов. На основании диагностики выявляются сильные ресурсы и те, что нуждаются в развитии, а, возможно, коррекции, формируется понимание за счет каких внутренних ресурсов такое изменение может быть осуществлено.
При выявлении дефицита внутренних ресурсов рассматривается возможность привлечения внешних ресурсов в порядке приближения их к диаде (см. рис. 1). При этом следует руководствоваться принципом «минимальной достаточности», дабы помощь способствовала укреплению материнской позиции и оптимизации диадических отношений, а не подмене матери третьими лицами.
Согласно данному подходу задачи подготовки к рождению ребенка также группируются по ресурсам:
Личностный ресурс
Эмоциональный ресурс
Когнитивный ресурс
Операциональный ресурс
Психофизиологический ресурс
Литература