Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Психологическая помощь в оптимизации диадических отношений на основе ресурсного подхода

Ланцбург М.Е. Психологическая помощь в оптимизации диадических отношений на основе ресурсного подхода //Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства/ Под общей редакцией В.А. Аверина, А.Н. Корнева./СПб: Изд. СПбГПМА, 2010, С. 138–141
Психологическая помощь в оптимизации диадических отношений на основе ресурсного подхода
У человека, в отличие от животных, родительское поведение не следует автоматически вслед за рождением ребенка. Материнская сфера женщины, обеспечивающая осуществление родительской деятельности, формируется в процессе онтогенеза от рождения девочки до зачатия, становится в беременности и при воспитании нового человека [3]. Эволюционно и исторически родительская сфера сложилась в целях обеспечения становления ребенка как представителя своего вида. На начальном этапе развития ребенок нуждается в непосредственном постоянном участии взрослого для обеспечения жизненно важных потребностей. Выделение диадических отношений как единицы анализа в том, или ином понимании присутствует во всех направлениях психологии, занимающихся детством.

Итак, о бъектом профессиональной деятельности перинатального психолога является система (в более раннем понимании – диада) «мать-дитя». Развитие – основная характеристика, присущая ребенку, в связи с чем г лавным свойством диадических отношений является их динамика.

Ребенок нуждается в помощи со стороны родителя для обеспечения потребностей, лежащих в основе трех направлений его развития.

Биологическое развитие. Взрослый создает условия для созревания ребенка как биологической особи, обеспечивая его потребности в питании, комфортной среде и защите от агрессивных факторов внешнего мира.

Социальное формирование. Социальные потребности не только удовлетворяются, но и складываются во взаимодействии со взрослым. Он задает модели поведения и содействует освоению социальных ролей.

Индивидуальное становление (индивидуация). Взрослый содействует становлению «Я» ребенка, самоопределению и обособлению его личности, оформлению ее уникальности и неповторимости.

Следует отметить, что биологические потребности ребенка могут быть удовлетворены, в том числе и в тех редких случаях, когда за человеческим детенышем ухаживает заботливое животное (случаи «маугли»). Для освоения социальных ролей (гражданина, профессионала, ученика и др.) может оказаться достаточным включение индивида в ограниченные интервалы времени в определенные социальные институты, и лишь для принятия семейных ролей обязательным является проживание в семье. А вот для полноценного индивидуального развития ребенка условием является постоянное присутствие в его жизни взрослого, проявляющего личную заинтересованность в нем, стремящегося понять его во всех его проявлениях. Вот это субъектно-ориентированное отношение и обеспечивается родителем, любящим ребенка безусловно, принимающим во внимание его типологические и личностные особенности (темперамент, характер, направленность личности). Психолог для такого родителя выступает в роли консультанта, помогающего раскрыть возможности ребенка и принять ограничения (в связи с возрастом, состоянием здоровья, особенностями развития), способного предложить способы компенсации дефицитарных сторон и пути оптимизации индивидуального развития. По сути, п сихолог по отношению к матери решает задачу, аналогичную той, что и супервизор по отношению к молодому специалисту, — содействует поиску собственного оптимального стиля взаимодействия с ребенком.

Цель психологического сопровождения родителей — содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи, г) ближайшего социального окружения и д) ресурсов общества.

Система поддержки матери представлена на рис.1.

Г.Г. Филиппова [3] отмечает, что наряду с обеспечением потребностей ребенка родительская сфера личности удовлетворяет потребность женщины в материнстве. Как известно, идентичность становится к концу юношеского возраста, поэтому к моменту рождения ребенка, она уже сформирована и потребность в материнстве уже занимает в ней определенную позицию. В зависимости от этой позиции женщина оказывается внутренне готовой к роли матери или видит в материнстве помеху для осуществления наиболее значимых для нее потребностей (например, в карьерном росте, заботе о себе или заботе о важных для нее близких, коими могут выступать муж, родители или ранее рожденный ребенок). В реальности, материнство на конкретном отрезке жизненного пути может быть представлено в иерархии потребностей женщины как некая точка на шкале (см. рис.2) в диапазоне «опасность» – «помеха» – «ничего не значить» – «быть в становлении» – «занимать лидирующую позицию».

Рисунок 1. Система отношений, в которую включена диада «мать-дитя».

Как показано в работах О.А. Копыл, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз [2], В.И. Брутмана [1], имеется тенденция к усилению потребности в материнстве и перестройке иерархии мотивов в динамике трех триместров беременности. Задача психолога -диагностировать место потребности в материнстве и содействовать ее перемещению на более высокие позиции.

Рисунок 2. Место материнства в иерархии потребностей женщины.

В таблице № 1 перечислены ресурсы и их составляющие, обеспечивающие реализацию родительской деятельности. Диагностика

психологической готовности к материнству предполагает оценку сформированности указанных компонентов. На основании диагностики выявляются сильные ресурсы и те, что нуждаются в развитии, а, возможно, коррекции, формируется понимание за счет каких внутренних ресурсов такое изменение может быть осуществлено.

При выявлении дефицита внутренних ресурсов рассматривается возможность привлечения внешних ресурсов в порядке приближения их к диаде (см. рис. 1). При этом следует руководствоваться принципом «минимальной достаточности», дабы помощь способствовала укреплению материнской позиции и оптимизации диадических отношений, а не подмене матери третьими лицами.

Согласно данному подходу задачи подготовки к рождению ребенка также группируются по ресурсам:

Личностный ресурс

  • содействие включению материнства в иерархию ценностей и потребностей женщины,
  • содействие получению матерью удовольствия от общения с ребенком,
  • содействие «сдвигу мотива на цель» в случаях, когда ребенок является средством для реализации конкурирующих потребностей,
  • содействие формированию потребности в охране и защите ребенка и взаимодействии с ним,
  • содействие формированию отношения к ребенку как к субъекту,
  • содействие укреплению уверенности матери в себе, формированию внутренней родительской позиции,

Эмоциональный ресурс

  • помощь в раскрытии чувств, принятие чувств женщины в их амбивалентности (противоречивости),
  • содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.
  • оказание эмоциональной поддержки будущейматери и отцу, в том числе путем организации взаимодействия в группе
  • содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком,

Когнитивный ресурс

  • формирование адекватных представлений о беременности, родах и материнстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности
  • содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных кем-либо из третьих лиц,
  • обучение родителей прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком,
  • обучение родителей принципам проведения развивающих занятий с младенцами и играм с детьми первого года жизни.
  • предоставление информации о службах и специалистах, которые могут быть полезны для семьи и содействие грамотному построению отношений с ними.

Операциональный ресурс

  • формирование практических навыков поведения в родах и ухода за ребенком
  • ознакомление с принципами рациональной организации материнского труда и рабочего пространства

Психофизиологический ресурс

  • формирование навыков саморегуляции,
  • ориентация семьи на оказание поддержки матери в целях профилактики переутомления

Литература

  1. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, № 7. С. 38–47
  2. Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. – 1994. -№ 5 –с. 27–38
  3. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. –– 240 с.
Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
открыта предзапись на февраль-март
Бесплатно
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 25 февраля - 13 мая по вторникам в 19.00 (мск)
Бесплатно
Работа с психологической травмой: практические навыки (для специалистов)
онлайн-курс, 36 ак.часов
24 и 26 февраля в 20.00 (мск)
ОТ 3990 руб
5200 руб
-23%
Диагностика нарушений привязанности со стороны родителей к детям и пути ее формирования: от третьего триместра беременности до трех лет
дистанционный курс
с 15 февраля - 24 мая по субботам в 14.00 (мск)
50000 руб
-%
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг