Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Исследование восприятия материнства и возрастных особенностей детей у девушей старшего подросткового возраста.

Крысько А.А.

Научный центр перинатальной психологии, Московский городской психолого- педагогический университет (Москва). V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья». Москва, 24–27 сентября 2013 г.

Ежегодно в России 16–30 тысяч детей рождаются у девушек до 17 лет. Между тем беременность в пубертате чревата конфликтом между задачами подросткового возраста и задачами материнства.

В пилотном исследовании участвовали 114 девушек от 15 до 20 лет, разделенные на три груп-пы: 64 не имели ребенка (П), 16 беременных в III триместре (Б), 34 юные матери (М). Использовались: Опросник представлений о возрастных особенностях детей и материнстве (разработан М.Е. Ланцбург, А.А. Крысько), рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), проективная методика «Материнский ТАТ» (О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз).

Выявлено, что подростки группы П хотели бы иметь больше детей, чем Б и М, которые ограничивались одним ребенком.

В группе П отмечались хорошие знания о подростках и практически отсутствовали знания о детях раннего возраста, у группы Б в равной мере представлены знания о раннем и подростковом возрасте, а у группы М в два раза выше была частота адекватных ответов по раннему возрасту, чем по подростковому. Итак, подростки плохо ориентируются в раннем возрасте, но беременность и рождение ребенка способствуют приобретению таких знаний.

Значимость ребенка и стабильности отношений достоверно чаще отмечали Б, чем П, у Б снижалась значимость постоянных сексуальных отношений по сравнению с двумя другими группами. У М значимость ребенка, а также поддержки, взаимопонимания и заботы встречалась чаще, чем у П и Б.

По рисунку «Я и мой ребенок» наличие конфликта с материнством выявлено у большинства девушек П, трети Б и половины М. Большинство Б изображало себя с животом (признак отсутствия субъективизации ребенка). В половине рисунков трех групп не прорисованы черты лица ребенка (свидетельство затруднений в установлении эмоционального контакта). Специфичным для рисунков М являлось замещение образа ребенка на образы мягких зверушек (мишки, котята), красивые пейзажи, а также замена фигуры матери на образы солнца, сердечка, воды, что свидетельствует о личностной незрелости, неуверенности в себе как матери. Для подавляющего большинства рисун- ков во всех группах характерно присутствие образа мужчины, что отражает одну из задач возраста — развитие отношений со сверстниками противоположного пола.

По методике «Материнский ТАТ» у девушек из группы П переживания были связаны с взаимодействием со сверстниками, что вписывается в задачи возраста. Беременность влияла на появле- ние переживаний, связанных с абортом как альтернативным решением, а также с ребенком, родами и материнством. Рождение ребенка влияло на появление переживаний о родительстве, установок на создание семьи. По временной перспективе высказываний от бездетных к беременным (от 17,1% к 62,5%) и от беременных к матерям (от 62,5% к 76,4%) усиливалась направленность на будущее.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
с 1 апреля-17 июня по вторникам в 19.00 (мск)
50000 руб
Работа с психологической травмой: практические навыки (для специалистов)
онлайн-курс, 36 ак.часов
27 и 28 марта в 20.00 (мск)
ОТ 5600 руб
6800 руб
-18%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
12, 14, 19, 21 марта в 20.00 (мск)
ОТ 10200 руб
16800 руб
-39%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс
4 и 7 марта в 20.00 (мск)
ОТ 4500 руб
5200 руб
-13%
Диагностика нарушений привязанности со стороны родителей к детям и пути ее формирования: от третьего триместра беременности до трех лет
дистанционный курс
открыта предзапись на февраль-март
ОТ 79000 руб
120000 руб
-34%
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс