Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Материнство развивает умственные способности

Nature. 1999. V.402. № 6758. P.137

Для самок почти всех видов животных рождение и воспитание детенышей —ключевой момент жизни. У них появляется множество новых забот и обязанностей: надо обеспечить детенышей кормом, построить надежное гнездо для их безопасности. Все это требует активизации умственных способностей. Американские ученые К.Кинсли и Л.Мадония с коллегами (C.H. Kinsley, L.Madonia et al.) изучали поведение самок крыс Спрэг-Доули в восьмилучевом радиальном лабиринте, где они должны были отыскать приманку в конце каждого из восьми коридоров. При этом считалось ошибкой, если животное заходило в коридор, где оно уже побывало ранее. Среди крыс были как многократно рожавшие и выкармливавшие потомство, так и нерожавшие. Оказалось, что с первых дней рожавшие крысы делали значительно меньше ошибок, чем нерожавшие.

В другом эксперименте участвовали три группы крыс Лонг-Эванс: нерожавшие, рожавшие и крысы-воспитатели (выкармливающие чужих детенышей). Использовали сухой вариант водного лабиринта Морриса, в котором крыса должна отыскать пищевое подкрепление. В этом случае и рожавшим крысам, и воспитателям требовалось меньше времени для нахождения пищи, чем нерожавшим. Повышение способности к обучению авторы связывают с влиянием стероидных гормонов.

Показано, что в период подготовки к размножению гормоны эстрадиол и прогестерон вызывают увеличение количества апикальных дендритов у нейронов в гиппокампе. Это ведет к увеличению суммарной поверхности синапсов, что благоприятно для обучения и памяти (гиппокамп особенно важен для пространственной памяти). Во время беременности содержание стероидных гормонов еще более возрастает и увеличивается поверхность синапсов в медиальной преоптической области (часть коры головного мозга, связанная с материнским поведением). Таким образом, убеременных самок активированы обе структуры: медиальная преоптическаяобласть непосредственно обеспечивает заботу о детенышах, а гиппокамп контролирует поведение, требующее пространственной ориентации, например поиск пищи, защита от врагов. Рождение и воспитание потомства авторы рассматривают как ситуацию, приводящую к обогащению среды, в которой обитают самки.

Детеныши дополнительно стимулируют самок при кормлении, облизывании, обнюхивании, чистке. Известно, что обогащение среды, в которой содержатся лабораторные животные, влияет на развитие мозга и поведение.

Механизм тот же — увеличение количества дендритов и площади межнейронных контактов. По-видимому, сходным образом влияет и материнство. Самка и детеныши взаимно обогащают друг друга, что благоприятно сказывается на развитии их мозга и поведении.

Вероятно, не все женщины безоговорочно согласятся с таким выводом, поскольку в человеческой жизни все гораздо сложнее. Современная женщина имеет множество социальных ролей, материнство — далеко не единственная.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5200 руб
6800 руб
-24%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
c 22 июня, 6, 20 июля, 3,17,31 августа по субботам в 13.00
ОТ 7900 руб
15800 руб
-50%
Курс по внутреннему ребенку для выпускников
онлайн-тренинг
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
83000 руб
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг