И.В. Добряков
Являясь ученым секретарем Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины и руководителем секции перинатальной психоло гии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского отделения РПО и редактируя в течение ряда лет тематические сборники материалов по перинатальной психологии, я имею возможность отслеживать те изме нения, которые происходят в интересующей нас области. Работа редактора позволяет делать это эффективнее, чем, например, просто регулярное знакомство со всеми публикациями, появляющимися в научных и научно-популярных периодических изданиях. В правильности некоторых своих вы водов о динамике и особенностях развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране я убедился, беседуя с коллегами из разных городов во время дискуссий, возникающих в процессе проведения как выездных, так и стационарных тематических циклов повышения квалифика ции перинатальных психологов и психотерапевтов, а также проводя еже месячные заседания секции перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского психологического общества.
Итак, в настоящее время прослеживаются следующие изменения перинатальной психологии в нашей стране.
I. Можно констатировать проникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психоте рапевтов. Все меньше встречается «специалистов», уверенных в том, что их идеи, методики и деятельность непогрешимы, на любую, даже мягкую критику реагирующих агрессией, не желающих ничему учить ся, перенимать чей-либо опыт. Все реже можно встретить «гуру», за нимающихся дородовой подготовкой с горящими глазами, считаю щих основной своей задачей «снизить тревогу и вызвать радость»,
приводящих пациенток в состояние хронической эйфории. Вообще, уровень образования перинатальных психологов и психотерапевтов за последние годы заметно вырос. Все это позволяет надеяться на то, что период развития перинатальной психологии, характеризующийся невежеством и истероидным оттенком, заканчивается.
II. Растет взаимопонимание между перинатальными психологами, психотерапевтами и врачами-акушерами. Свидетельством тому являются сборники научных работ, опубликованные в последние годы.
Естественной реакцией на пренебрежение вопросами психологии, на жесткий диктат акушеров-гинекологов в советское время стало отрицание некоторыми перинат&тьными психологами пользы медицины вообще. Занимаясь дородовой подготовкой подлозунгом «естественные роды», такие психологи пугали беременных врачами, в результате чего нередко женщины опасались самых простых медицинских вмешательств, отказывались от жизненно необходимых вмешательств, что очень затрудняло ус тановление доверительных отношений между пациентками и врачами, мешало их работе. Последнее время создается впечатление, что ситуация меняется к лучшему. Как я уже писал, нельзя в XXI в. считать естествен ными течение беременности и родов, если женщина не наблюдается врачом и не получает в случае необходимости медицинской помощи.
Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей и психологов находит отражение и в появлении интереса к перинаталь ной психологии у руководителей, организаторов служб родовспомо жения, охраны материнства и детства.
Все реже встречается широко распространенный ранее тип врача-акушера, полностью отрицающего влияние психологического фактора на течение беременности и родов. Все больше становится врачей, не просто лояльно относящихся к перинатальным психологам, но и актив но интересующихся психологией, повышающих свое образование в этой области, задумывающихся о том, как применить эти знания в соб ственной практической деятельности. В сборниках по перинатальной психологии и медицине опубликован целый ряд статей, посвященных применению седативных препаратов в акушерстве. Показания к их применению научно обосновываются, эффективность доказана. В то же время не следует забывать, что бензодиазепины, которым уделено так много внимания, способны накапливаться в тканях плода и оказывать на него токсическое действие, что применение их в первом триместре беременности увеличивает опасность возникновения у ребен ка «волчьей пасти», «заячьей губы» (Карпов О.И., Зайцев А.А., 1998).
В связи с этим применение их требует особой осторожности. Если есть возможность справиться с нарушениями, возникающими у беремен ной, без назначения медикаментов, использовать их не следует. Альтер нативой бензодиазепинов может быть психотерапия. Можно следую щим образом сформулировать принципы взаимоотношений медика ментозных и психотерапевтических вмешательств в акушерстве.
Принцип первый: Чем острее состояние пациентки, тем больше ос нований для назначения медикаментов.
Принцип второй: Прекращение медикаментозной терапии при возможности эффективного психотерапевтического воздействия.
Принцип третий: Использование минимальных доз препаратов с постепенным, осторожным повышением доз при отсутствии эффекта.
Принцип четвертый: Чем меньше срок беременности, тем чаще выбор между медикаментозным лечением и психотерапией должен делаться в пользу последней.
Принцип пятый: При резистентных к проводимой психокоррекции, психотерапии нервно-психических расстройствах у беременной женщины не следует продолжать психотерапию, пробовать новые ме тодики. В этих ситуациях целесообразно предложить пациенткам ме дикаментозную помощь. Психологи в этом случае обязаны рекомендовать консультацию врача-психотерапевта или психиатра.
III. Все больший интерес к психотерапии проявляют врачи. Пси хологи начинают понимать разницу между психотерапией и психокоррекцией. Разрабатываются новые специальные психотерапевти ческие методики, предназначенные для лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии — перинатальном.
Перинатальную психотерапию можно определить как систему лечеб ного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном (терминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребенка (Добряков И.В., 2000, 2001). От других направлений психотерапии перинатальную отличает диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»); семейный характер проблем, которые она предназначена решать; низкий уровень осведомленности пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности ее получения; необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение; ятрогенный и психолого-генный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению пери натальной психотерапии; последовательность смены задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции; необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акуше рами-гинекологами, неонатологами, психологами); предпочтение крат косрочных психотерапевтических методик; дефицит специфического пси хологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психотерапии; недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию; профилактическая направленность перинатальной психотерапии.
IV. В последние годы на работу перинатальных психологов и психо терапевтов оказывает влияние изменение контингента, с которым приходится работать. Увеличение количества перинатальных психологов, разнообразие предлагаемых форм работы привело к возможности выбора пациентами (клиентами) того, что наиболее соответствует их взглядам, представлениям, материальным возможностям. В этом есть и положи тельные, и отрицательные моменты. С одной стороны, конкуренция предполагает повышение качества работы, с другой — на практике нередко более привлекательными могут выглядеть лучше «раскрученные», но далеко не всегда оптимальные и полезные для здоровья формы перина тальной работы. Возникает опасность конъюнктуры в ущерб качеству. В этой ситуации особое внимание должно уделяться разработке качественных способов оценки эффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Очень хочется, чтобы в прошлом остались оценки своей работы перинатальных психологов, основывающиеся лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками, на впечатлениях самого психолога. «Если весомость субъективных впечатлений отно сительно родовспоможения не оценивается формальными критерия ми, эффективные методы никогда не будут определены и не будет воз можности внедрить их должным образом» (Enkin M., Keirse M., Renfrew M. Neilson J., 995). При этом нужно понимать, что такие критерии, как отсутствие осложнений в родах, вес новорожденного, оценка по шкале Арваг, биохимические показатели и т.п., не являются достаточными. Критерии эффективности дородовой подготовки должны быть комплексными и могут быть разработаны лишь при изучении катамнеза. Исследования в этой области необходимо проводить.
Подводя итог, хочется отметить, что в целом тенденции развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране позитивны.