В начале своего профессионального пути (а иногда и на этапе получения психологического образования) каждый специалист сталкивается с вопросами – в какой области психологии я хочу специализироваться? С кем я хочу работать? С взрослыми или детьми, подростками, семейными парами? С какими запросами я готов работать, а с какими – нет? Каким людям и как я лучше всего могу и хочу помочь?
Иногда на эти вопросы помогает ответить наш предыдущий опыт – или область интересов. Родители детей с особенностями – например, с РАС – зачастую начинают свой профессиональный путь с желания получить знания и навыки для помощи своему ребенку, а потом уже начинают работать с другими семьями и детьми. Психологи, знающие о депрессии из личного опыта, могут с охотой браться за запросы от клиентов с депрессией: им помогает их опыт пережитого. Те, кому приносит радость общение с детьми, и кому легко их понимать и слушать, становятся детскими психологами, специалистами в игровой или песочной терапии, нейропсихологами.
В последнее время все больше специалистов выбирают область перинатальной психологии для работы и дальнейшего профессионального роста. Почему же перинатальная психология становится такой востребованной и среди начинающих молодых специалистов, и среди тех, кто решает получить новую специализацию?
* Продолжение рода, рождение здорового потомства – одна из базовых человеческих потребностей, и многие сталкиваются с трудностями на этом пути. Личный опыт бесплодия, травматичных родов, перинатальной депрессии может повлиять на решение психолога помогать женщинам, переживающим такие же трудности. И наоборот, понимание того, как можно подготовиться к родам и рождению здорового счастливого ребенка, и свой положительный опыт, вызывают желание направить других по такому же пути.
* С другой стороны, растет и потребность в перинатальных специалистах. За последние годы отношение к беременности, родам, взаимодействию в диаде мать-дитя, роли отца в родах и воспитании детей – всему, что касается зачатия и рождения ребенка и всего перинатального периода – сильно изменяется. Например, раньше благополучными родами считались те, в которых ребенок рождался живым (и неважно, каких усилий это стоило матери, и как сказалось на ее физическом и психическом здоровье). Сейчас мы знаем, что грубость медперсонала в родах и отсутствие поддержки и заботы может приводить к травме в родах, а та, в свою очередь, вызывать возникновение послеродовой депрессии, препятствовать установлению лактации, влиять на взаимоотношения матери с ребенком и партнером. Ритм большого города и рост количества нуклеарных семей, живущих без помощи от старшего поколения, увеличивает нагрузку на матерей. Изменяются требования к мужьям и отцам, они становятся более включенными в родительство, не имея опыта и нужных знаний. Все это вызывает нужду в перинатальных специалистах.
Перинатальная психология ставит перед специалистами интересные и актуальные задачи, которых становится все больше с каждым днем. Появляются новые исследования и данные об отцовской депрессии, родительском выгорании, о важности психологической поддержки во время лечения бесплодия – о всем том, с чем раньше никто не работал. Важно и то, что часто можно сразу увидеть практическую пользу от работы перинатального психолога…