Ланцбург М.Е.- канд. биол. наук, психолог, психотерапевт, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства
Мы все знаем о грубых ошибках психолога и стараемся их избегать: нарушения этики, конфиденциальности, границ, игнорирование сеттинга, превышение компетенций и навязывание своих взглядов.
Но есть тонкости, которые сильно влияют на качество контакта с клиентом и продвижение в работе. Они заметны при внимательном взгляде и пошаговом анализе динамики. Их учишься учитывать в результате нарабатываемой годами практики. Этими важными нюансами я хочу с вами поделиться на новом вебинаре “Поддержка, основанная на потребностях и ресурсах клиента. Разбор случаев”.
Он будет полезен как начинающим, так и давно практикующим коллегам.
Вот некоторые мои ошибки, которые я допускала в своей практике.
1. Выслушав клиента, я старалась поделиться с ним, как мне казалось, важными для него знаниями, уложив как можно больше информации во время консультации. Причем это происходило прямо на первой встрече. Клиент мог и вовсе не прийти на следующую сессию. Первая встреча – узнавание друг друга, налаживание раппорта. Я же вываливала на него то, что он не способен был переработать. В результате я так и не узнавала, каков его темп, возможности и каналы усвоения информации. У него происходила перегрузка, и это могло также негативно отразиться на его самооценке, о чем я тогда не думала. Я центрировалась на оказании помощи вместо налаживания контакта и уточнения его запроса.
2. В начале своей профессиональной деятельности я уделяла много внимания знаниям. В контакте с клиентом я старалась понять, что из моего багажа информации, будет ему полезно. Теперь я больше слежу за тем, какие процессы идут внутри клиента, как на нашей сессии, так и между встречами, какие изменения происходят в его восприятии себя и окружающих. Сегодня я понимаю, что искусство психотерапевта состоит в умении задавать точные вопросы. И сообщать то, что готов воспринять клиент, что будет способствовать его продвижению здесь и сейчас, а не когда-нибудь после.
3. Когда клиент не выполнял между сессиями задание, я полагала, что это следствие его нерадивости, лени, сопротивления и отсутствия мотивации. Позже я поняла, что невыполнение задания – это ценная информация для анализа. За несделанным заданием может стоять несоответствие предложенных мной упражнений (по количеству и содержанию) его целям и возможностям. Теперь я спрашиваю у клиента, как он воспринял задание, появилось ли у него желание его делать, что ему мешало, и предлагаю ему дать себе самому задание к следующей встрече.
4. В начале своей работы я не принимала во внимание модальности восприятия клиента. Я могла дать задание написать сказку или иной текст человеку, который не привык к письменным практикам. Или предложить сделать рисунок или выплеснуть свои эмоции в красках на бумагу человеку, который не любит рисовать. Теперь я спрашиваю, интересно ли клиенту выполнить конкретное задание. И мы подбираем средство для выражения эмоций и осмысления своих переживаний и действий, адекватное возможностям и модальностям восприятия клиента.
Вот такие тонкости. Характерные для стадии роста специалиста. Избежать ошибок невозможно, анализировать их необходимо – так мы учимся.
А в вашей практике встречались описанные мной действия? Осмысление каких ошибок в работе с клиентом помогло вам продвинуться в профессии?