Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Неявные ошибки психолога

Ланцбург М.Е.- канд. биол. наук, психолог, психотерапевт, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства

Мы все знаем о грубых ошибках психолога и стараемся их избегать: нарушения этики, конфиденциальности, границ, игнорирование сеттинга, превышение компетенций и навязывание своих взглядов.

Но есть тонкости, которые сильно влияют на качество контакта с клиентом и продвижение в работе. Они заметны при внимательном взгляде и пошаговом анализе динамики. Их учишься учитывать в результате  нарабатываемой годами практики. Этими важными нюансами  я хочу с вами поделиться на новом вебинаре “Поддержка, основанная на потребностях и ресурсах клиента. Разбор случаев”.

Он будет полезен как начинающим, так и давно практикующим коллегам.

Вот некоторые мои ошибки, которые я допускала в своей практике.

1.     Выслушав клиента, я старалась поделиться с ним, как мне казалось, важными для него знаниями, уложив как можно больше информации во время консультации. Причем это происходило прямо на первой встрече. Клиент мог и вовсе не прийти на следующую сессию. Первая встреча – узнавание друг друга, налаживание раппорта. Я же вываливала на него то, что он не способен был переработать. В результате я так и не узнавала, каков его темп, возможности и каналы усвоения информации. У него происходила перегрузка, и это могло также негативно отразиться на его самооценке, о чем я тогда не думала. Я центрировалась на оказании помощи вместо налаживания контакта и уточнения его запроса.

2.     В начале своей профессиональной деятельности я уделяла много внимания знаниям. В контакте с клиентом я старалась понять, что из моего багажа информации, будет ему полезно. Теперь я больше слежу за тем, какие процессы идут внутри клиента, как на нашей сессии, так и между встречами, какие изменения происходят в его восприятии себя и окружающих. Сегодня я понимаю, что искусство психотерапевта состоит в умении задавать точные вопросы. И сообщать то, что готов воспринять клиент, что будет способствовать его продвижению здесь и сейчас, а не когда-нибудь после.

3.     Когда клиент не выполнял между сессиями задание, я полагала, что это следствие его нерадивости, лени, сопротивления и отсутствия мотивации. Позже я поняла, что невыполнение задания – это ценная информация для анализа. За несделанным заданием может стоять несоответствие предложенных мной упражнений (по  количеству и содержанию) его целям и возможностям. Теперь я спрашиваю у клиента, как он воспринял задание, появилось ли у него желание его делать, что ему мешало, и предлагаю ему дать себе самому задание к следующей встрече.

4.     В начале своей работы я не принимала во внимание модальности восприятия клиента. Я могла дать задание написать сказку или иной текст человеку, который не привык к письменным практикам. Или предложить сделать рисунок или выплеснуть свои эмоции в красках на бумагу человеку, который не любит рисовать. Теперь я спрашиваю, интересно ли клиенту выполнить конкретное задание. И мы подбираем средство для выражения эмоций и осмысления своих переживаний и действий, адекватное возможностям и модальностям восприятия клиента.

Вот такие тонкости. Характерные для стадии роста специалиста. Избежать ошибок невозможно, анализировать их необходимо – так мы учимся.

А в вашей практике встречались описанные мной действия? Осмысление каких ошибок в работе с клиентом помогло вам продвинуться в профессии?

Расписание для специалистов

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
с 6 октября - 18 декабря (по пон. и чт. в 19.00 мск)
ОТ 99000 руб
120000 руб
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс из 18 вебинаров (2.5 месяца)
19 июля в 19.00 (мск)
ОТ 1690 руб
2500 руб
-32%
Нарушения сна ребенка в практике детских специалистов
вебинар
7,14,21 июля в 20.00 (мск)
ОТ 7900 руб
15000 руб
-47%
Психологическое консультирование в ситуации аборта
онлайн-курс из 3 встреч
перенесен на 1 июля по 16 сентября по вторникам в 20.00 (мск)
ОТ 39000 руб
50000 руб
-22%
Работа с психологической травмой: практические навыки (для специалистов)
онлайн-курс, 36 ак.часов