Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Грудные дети узнают родной язык по речевой мимике

Whitney M. Weikum, Athena Vouloumanos, Jordi Navarra, Salvador Soto-Faraco, Núria Sebastián-Gallés, Janet F. Werker. Visual Language Discrimination in Infancy // Science. 2007. V. 316. P. 1159.
Елена Наймарк

Известно, что малыши начинают учить язык, лишь только появляются на свет или даже еще раньше. Считалось, что они воспринимают прежде всего звучание речи, фонемы и интонации. Теперь ученые доказали, что не меньшее значение в восприятии речи играет и мимика говорящего. В качестве сигнального раздражителя к обучению речевая мимика работает до 6–8 месяцев, а затем этот стимул теряет свое значение. При этом двуязычные детишки гораздо дольше реагируют на речевую мимику: ведь им необходимо выучить в два раза больше лингвистической информации.

Международная команда ученых из различных университетов мира — Университета Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), Университета Макгилла (Монреаль, Канада), Оксфордского университета (Великобритания) и Барселонского университета (Испания) — исследовала новый аспект обучения речи у младенцев. Они проверили, как воспринимают груднички речевую мимику и насколько важен этот стимул в раннем обучении речи. Прежде речевая мимика считалась вспомогательным стимулом при обучении, а то и вовсе не важным. Ведущая роль отдавалась различению и восприятию отдельных звуков, интонациям и эмоциональному настрою речи. Может ли одна только мимика без собственно звучания речи служить сигналом для настройки внимания младенца? Если может, то и этот сигнал важен для восприятия и обучения.

Психологи поставили эксперимент, который подтвердил это предположение. Малышам в возрасте 4, 6 и 8 месяцев (по 36 детишек каждого возраста) давали послушать беззвучную видеозапись диктора, произносящего одно предложение. Видеоклипы были записаны на английском и французском языках. В качестве основного количественного показателя заинтересованного внимания измеряли время фиксации взгляда на видеоклипе. Когда внимание рассеивалось на 60% (соотношение времени фиксации взгляда на экране и на посторонних предметах), считалось, что малыш потерял интерес к картинке, то есть он все как следует изучил и ничего нового он на экране не увидит. В этот момент беззвучный диктор начинал говорить фразы на французском языке.

В качестве контрольного теста после 60-процентного рассеяния внимания малышам давали посмотреть другую фразу, но на их родном английском. Оказывается, малыши тут же реагировали на смену языка и начинали с новым интересом глядеть на экран. Это означает, что они понимали, что на экране появилось нечто новенькое. Смена же фраз без смены языка не слишком их интересовала. Так вели себя груднички до 6 месяцев. В возрасте 8 месяцев детей больше не интересовала смена языка диктора, то есть время смотрения на экран вне зависимости от смены языка не увеличивалось, а продолжало уменьшаться.

Авторы статьи заключают, что к этому возрасту значимая часть этой языковой информации уже воспринята малышом и, что важнее, теперь фонетическая стимуляция становится ведущей. А вот у двуязычных детей речевая мимика и в 8 месяцев продолжает играть важную роль в речевом обучении. Время рассматривания видеоклипов у 8-месячных билингвов при смене языка увеличивается. Оно и понятно, им ведь нужно усвоить в два раза больше языковой информации и неплохим помощником на первых порах служит речевая мимика. По словам авторов публикации, она направляет внимание младенцев на нужные звуки, помогает вычленить значимые звуки из общего звукового фона.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
13 февраля - 24 апреля по пн. и чт. с 19.00-22.00 (мск)
ОТ 45900 руб
72000 руб
-36%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
дистанционный курс
С 22 января (группа по воскресеньям с 14.00)
ОТ 20800 руб
25000 руб
-17%
Работа с внутренним ребенком (ребенок-родитель-взрослый)
онлайн-тренинг
20 января 18.00-20.00 (мск)
6900 руб
Материнский тренинг: Мама - опора
онлайн-тренинг
18 января 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Осложнения в родах и медицинские вмешательства - экскурс для психологов
вебинар
20 декабря 18.00-20.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2500 руб
-52%
18 декабря 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Воспитательные границы
вебинар
13 и 16 декабря 20.00 - 22.00 (мск)
4200 руб
Акушерство для психологов и не только...
дистанционный курс
11 декабря 12.00 - 11 января 12.00 (мск)
ОТ 7100 руб
16000 руб
-56%
Семья. Перезагрузка
8 вебинаров с практическими заданиями и обратной связью от автора
8 декабря 20.00-22.00 (мск)
2100 руб
Психологическая поддержка при кесаревом сечении
вебинар