Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

THE TELEGRAPH: Младенцы, которые слышат иностранную речь с самого рождения, быстрее обучаются иностранным языкам

Весь текст на английском языке на сайте The Telegraph

Ричард Грей

Как недавно выяснили британские исследователи, младенцы, которые слышат иностранную речь в течение первых девяти месяцев жизни, впоследствии (в школе или уже будучи взрослыми) быстрее обучаются иностранным языкам.

Однако те, кто в младенческом возрасте слышит только родной язык (в данном случае исследователи приводят в пример английский язык как родной), впоследствии оказываются неспособными различать оттенки звуков, не используемых в родном языке.

Полученные в результате исследования данные могут послужить оправданием британским туристам, которые с трудом учат иностранные языки и, путешествуя, предпочитают везде общаться на своем родном, английском, языке.

Психологи из Бристольского Университета обнаружили, что в период младенчества развивающийся мозг подвергается особому «программированию», настраивающему способность мозга узнавать ключевые звуки в языке, который станет для человека родным.

Этот процесс помогает мозгу извлекать смысл из потока речи, отфильтровывая звуки, не используемые в родном языке, но он также и осложняет узнавание незнакомых звуков в иностранных языках.

Что интересно, младенцы, которые с рождения в течение первых нескольких месяцев слышали сразу несколько иностранных языков, сохраняют способность узнавать звуки из всех иностранных языков, которые они слышат.

Исследователи приводят такой пример: люди, говорящие на английском языке, обычно распознают только один звук «k», но ирландцы, говорящие на гэльском языке, а также люди, говорящие на русском и турецком языках, способны различать твердый и мягкий звук «k», мягкость и твердость которого обусловливает существование разных значений слова в этих языках.

Точно так же англоговорящие люди часто не различают на слух французский звук «у» — например, в словах «loup» («волк») и «lu» (причастие прошедшего времени от слова «читать»), несмотря на то, что у этих двух слов совершенно разные значения.

По мнению доктора Нины Казаниной, эксперта по лингвистической психологии в Университете Бристоля, у каждого младенца после рождения имеется способность различать любые виды звуков в речи. Даже если родители ребенка англоговорящие, младенец способен различать звуки греческого и китайского языков.

«К шести месяцам младенец может распознавать только гласные в своем родном языке, а в течение еще двух или трех месяцев — согласные. Но уже к возрасту от 9–10 месяцев универсальная языковая способность ребенка распознавать звуки любых иностранных языков сокращается до узнавания звуков только родного языка,» — говорит Казанина. «Это происходит потому, что мозг пробует создать смысл из звуков, используемых в речи в контексте родного языка, и таким образом применяется своего рода языковой фильтр для облегчения понимания слов в речи.»

При проведении исследования Казанина использовала специальные методы измерения уровня и мест электрической активности головного мозга, возникающей в ответ на различные звуки речи. Она выяснила, что, в то время как у людей, для которых родным языком был гэльский, возникали два отдельных очага электрической активности, когда они слышали твердый и мягкий звуки «k» и «г», у англоговорящих людей возникал только один очаг электрической активности по отношению к обоим звукам, поскольку они были неспособны различить мягкость и твердость этих звуков.

«В то время как это полезно для родного языка,» сказала Казанина, «это может довольно негативно сказаться на изучении иностранных языков. Иностранные звуки часто категоризируются и подгоняются под систему звуков родного языка, что может в конечном счете привести к неправильному восприятию иностранной речи.»

Она полагает, что это объясняет то, почему англоговорящим людям с трудом дается изучение французского языка, а, например, итальянцам и испанцам изучать французский намного легче, так как в их языках есть сходные звуки.»

Но эффект может быть и обратным: англоговорящим людям намного легче произносить гласные звуки русского языка, чем русскоговорящим — гласные звуки английского языка, так как в английском языке гласных звуков больше.

Таким же образом и те, для кого родным языком является японский и китайский, не могут различить звуки «р» и «л» и часто их путают, когда говорят на английском языке.

«Такие языки как немецкий и шведский имеют много звуков, сходных со звуками английского языка, поэтому учить эти языки достаточно легко. Однако, не следует забывать и о разнице в грамматике и построении предложения.»

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
22 мая - 31 июля
ОТ 51900 руб
79000 руб
-34%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
Онлайн-курс - 17 вебинаров по 3 часа по пн и чт + доступ к записи + доп. материал + поддержка в чате
набор на май
ОТ 7500 руб
11500 руб
-35%
Семья. Перезагрузка
8 вебинаров с практическими заданиями и обратной связью от автора
предварительная запись по старой цене на апрель
Бесплатно
Предварительная запись на тренинг Работа с внутренним ребенком
Предварительная запись на тренинг по старой стоимости (на апрель). Запись бесплатна и ни к чему не обязывает. Как только объявят даты, вам сообщат и вы сможете выбрать тариф и внести предоплату.
С 23 апреля (вск 14:00 - 16:00)
ОТ 25800 руб
30800 руб
-16%
Работа с внутренним ребенком (ребенок-родитель-взрослый)
онлайн-тренинг
20-21 апреля с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 3900 руб
6500 руб
-40%
Диагностика в работе перинатального психолога
онлайн-курс
19 апреля с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1390 руб
1900 руб
-27%
Осложнения в родах и медицинские вмешательства - экскурс для психологов
вебинар
18,21,25,28 апреля с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 7800 руб
11800 руб
-34%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс
14 апреля 20.00-22.00 (мск)
2600 руб
Психические состояния во время родов и послеродовом периоде. 
вебинар
11 и 12 апреля с 20.00-22 00 (мск)
ОТ 2600 руб
4200 руб
-38%
Акушерство для психологов и не только...
онлайн-курс