Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительно-психологический анализ адаптивной природы боязни новизны у детей первого года жизни

Г.Г Филиппова

У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.

Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.

У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.

У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.

Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
22 мая - 31 июля
ОТ 51900 руб
79000 руб
-34%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
Онлайн-курс - 17 вебинаров по 3 часа по пн и чт + доступ к записи + доп. материал + поддержка в чате
набор на май
ОТ 7500 руб
11500 руб
-35%
Семья. Перезагрузка
8 вебинаров с практическими заданиями и обратной связью от автора
предварительная запись по старой цене на апрель
Бесплатно
Предварительная запись на тренинг Работа с внутренним ребенком
Предварительная запись на тренинг по старой стоимости (на апрель). Запись бесплатна и ни к чему не обязывает. Как только объявят даты, вам сообщат и вы сможете выбрать тариф и внести предоплату.
С 23 апреля (вск 14:00 - 16:00)
ОТ 25800 руб
30800 руб
-16%
Работа с внутренним ребенком (ребенок-родитель-взрослый)
онлайн-тренинг
20-21 апреля с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 3900 руб
6500 руб
-40%
Диагностика в работе перинатального психолога
онлайн-курс
19 апреля с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1390 руб
1900 руб
-27%
Осложнения в родах и медицинские вмешательства - экскурс для психологов
вебинар
18,21,25,28 апреля с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 7800 руб
11800 руб
-34%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс
14 апреля 20.00-22.00 (мск)
2600 руб
Психические состояния во время родов и послеродовом периоде. 
вебинар
11 и 12 апреля с 20.00-22 00 (мск)
ОТ 2600 руб
4200 руб
-38%
Акушерство для психологов и не только...
онлайн-курс