Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительно-психологический анализ адаптивной природы боязни новизны у детей первого года жизни

Г.Г Филиппова

У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.

Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.

У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.

У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.

Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
24,27,21 октября и 3 ноября с 20.00 -22.00 (мск)
13800 руб
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс
19, 20 октября с 20.00-22.00 (мск)
ОТ 4800 руб
6800 руб
-29%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
перенесен на 11,18,25 октября и 1 ноября с 18.00-20.00 (мск)
ОТ 6600 руб
8500 руб
-22%
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
перенесен на 3 и 4 октября с 18.00-20.00 (мск)
4900 руб
Образовательные стратегии будущего (для детей от 0-18 лет)
онлайн-курс
предварительная запись на октябрь
Бесплатно
Предварительная запись на интенсив по материнству
с 1 октября - 1 июля
ОТ 20000 руб
35000 руб
-43%
Материнство - точка роста
терапевтический интенсив для матерей