Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительно-психологический анализ адаптивной природы боязни новизны у детей первого года жизни

Г.Г Филиппова

У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.

Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.

У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.

У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.

Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
3 октября - 12 декабря 19.00-22.00 (мск)
ОТ 42900 руб
72000 руб
-40%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
дистанционный курс
7 и 9 сентября 20.00-22.00 (мск)
ОТ 3800 руб
5200 руб
-27%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
дистанционный курс
28 августа 18.00-20.00 (мск)
2100 руб
Тревога и страхи у детей
вебинар
24 августа 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Психолог в роддоме
вебинар
17 августа 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1800 руб
-28%
Психологические аспекты грудного вскармливания - руководство для специалистов
вебинар
10 августа (18.00-20.00)
2500 руб
Кризис среднего возраста (от 30 до 50 лет)
вебинар
6, 13, 20 августа и 3 сентября 16.00-18.00 (мск)
11000 руб
Как удачно выбрать мужа: анализ отношений
онлайн-тренинг с обратной связью и поддержкой от ведущего
6 августа - 22 октября 13.00 - 15.00 (мск)
25000 руб
Работа с внутренним ребенком (ребенок-родитель-взрослый)
онлайн-тренинг
5 августа 16.00 (мск)
Бесплатно
Кризис в отношениях
прямой эфир