Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительно-психологический анализ адаптивной природы боязни новизны у детей первого года жизни

Г.Г Филиппова

У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.

Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.

У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.

У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.

Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
13 февраля - 24 апреля по пн. и чт. с 19.00-22.00 (мск)
ОТ 45900 руб
72000 руб
-36%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
дистанционный курс
С 22 января (группа по воскресеньям с 14.00)
ОТ 20800 руб
25000 руб
-17%
Работа с внутренним ребенком (ребенок-родитель-взрослый)
онлайн-тренинг
20 января 18.00-20.00 (мск)
6900 руб
Материнский тренинг: Мама - опора
онлайн-тренинг
18 января 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Осложнения в родах и медицинские вмешательства - экскурс для психологов
вебинар
20 декабря 18.00-20.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2500 руб
-52%
18 декабря 20.00-22.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Воспитательные границы
вебинар
13 и 16 декабря 20.00 - 22.00 (мск)
4200 руб
Акушерство для психологов и не только...
дистанционный курс
11 декабря 12.00 - 11 января 12.00 (мск)
ОТ 7100 руб
16000 руб
-56%
Семья. Перезагрузка
8 вебинаров с практическими заданиями и обратной связью от автора
8 декабря 20.00-22.00 (мск)
2100 руб
Психологическая поддержка при кесаревом сечении
вебинар