Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков»
(научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин)
№ 2, Москва 2002
Г.В. Скобло, М.А. Белянчнкова
Научный центр психического здоровья РАМН. Москва.
Известен современный интерес к психическим отклонениям в раннем «детстве, знания о которых существенно накопились за последние 25лет. Отечественные исследования в этой области в предыдущее десятилетие обобщены в монографиях (В.М. Башина,, 1999), ряде диссертационных и обзорных исследованиях (Г.В. Козловская, 1995; Н.В. Римашевская, 1990; О.В. Баженова, Г.В. Скобло, 1992), многочисленных статьях. Вместе с тем, до настоящего времени имеется значительный пробел в ее несении отечественного понимания этиопатогенеза, клиники и лечения ранней детской психопатологии с существующим в международной теории и практике. В частности, подавляющему числу российских специалистов до сих пор неизвестна изданная еще в 1994 г. и широко применяемая во всем мире Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве — DiagnosticClassification: 0–3. В отечественной литературе ей посвящена лишь единственная небольшая статья в малодоступном сборнике (А.С. Корнев, 1996).
DiagnosticClassification: 0–3 представляет собой результат работы большого коллектива специалистов Европы и Северной Америки, которая была проведена в 1987–94 гг. в Национальном центре клинических программ по раннему детству в Арлингтоне (США). При создании классификации пользовалась определенная база данных — множество конкретных случаев, которые оценивались в процессе экспертной дискуссии. Концептуально DiagnosticClassification: 0–3представляется как дополнительная к уже существующим DSМ-IV и IСD–10. Вместе с тем она носит достаточно новаторский характер, так как описывает ряд диагностических категорий, не выделенных в предыдущих классифнкационных системах, а также фокусирует внимание клинициста на специфических проблемах раннего детского возраста в широком их понимании.
Основные цели этой классификации следующие. Во-первых, она призвана определить единые подходы к психопатологической диагностике детей в возрасте до 3 лет включительно. Во-вторых, она включает в себя возможность идентификации на современном уровне знаний ряда этиопатогенетических факторов ранней детской психопатологии. В- третьих, она позволяет определенным образом ди агностировать состояния риска. И, наконец, в четвертых, она содержит конкретные рекомендации для психотерапевтического вмешательства. Соответственно задачам, DiagnosticClassification: 0–3 строится как многоосевая классификационная система.
Для работы с классификацией предлагается следующая схема обследования: 1) регистрация от клонений и патологических симптомов, имеющих место у ребенка на данный момент; 2) сбор данных о предыдущем и настоящем развитии ребенка; 3) описание семейного функционирования и личности родителей, а также социальной характеристики семьи; 4) описание взаимоотношений ребенка и его главного воспитателя (сагеgiver); 5) выяснение особенностей конституции и степени зрелости ребенка путем оценки его сенсорных, аффективных, моторных, речевых и когнитивных возможностей; 6) учет анамнеза беременности и родов, генеалогических данных, стрессоров на момент обследования.
Полученная информация в дальнейшем оценивается в рамках 5-ти диагностических осей:
Данное сообщение посвящено анализу первой и главной оси — оси основного диагноза.
Эта ось включает в себя 7 диагностических рубрикаций с подпунктами. 5 из них внешне повторяют диагностические рубрики и подрубрики ICD–10 и DSM-IV — это (в порядке следования DiagnosticClassification: 0–3) посттравматическое стрессовое расстройство, расстройства аффекта, расстройства адаптации, поведенческие нарушения, связанные с нарушениями сна, и поведенческие нарушения, связанные с приемом пищи. Две оставшиеся рубрики представляют собой новые диагностические обозначения, отсутствующие в упомянутых классификациях, — это регуляторные расстройства и нарушения связей и коммуникаций: мультисистемное нарушение развития.
Клиническая картина «обычных», ранее обозначенных в других классификациях диагностических категорий значительно и детально специфицирована с учетом возрастных проявлений. Так, например, посттравматическое стрессовое расстройство, наряду с общепринятыми признаками, включает такие «возрастные» симптомы, как «посттравматическая игра» (с подробным ее описанием и конкретными примерами), а также симптом утраты ранее приобретенных навыков физического и психосоциального развития. Диагностическая рубрика «расстройства аффекта» отличается от «взрослых» классификаций не только особенностями симптоматологии, но и содержанием своих подпунктов. Сюда отнесены (в порядке следования в DiagnosticClassification0–3): тревожное расстройство младенчества и раннего детства, расстройства настроения в виде пролонгированной реакции на утрату (реакция горя) и расстройства настроения в виде депрессии младенчества и раннего детства, смешанное расстройство эмоциональной экспрессивности, нарушения половой идентичности в детстве, а также депривационное реактивное нарушение привязанности. Подчеркивается, что в диагностической рубрике «расстройства аффекта» объединены нарушения эмоционального реагирования, которые могут возникать как аутохтонно, так и в определенной ситуации или при определенных взаимоотношениях. И в том, и в другом случае для постановки диагноза необходимо, чтобы нарушения в эмоциональной сфере (страхи, тревога, снижение настроения и др.) были настолько выраженными, что это накладывало бы значительный патологический отпечаток на функционирование и других сфер: системы сна-бодрствования, приема пищи, игровой деятельности. Продолжительность такого эпизода должна быть не менее 2-х недель. Что касается особенностей симптоматологии, то среди главных специфических для раннего детства эмоциональных нарушений отмечены не упоминаемые во «взрослых» классификациях такие симптомы, как безутешный плач или пронзительный крик вне соматического неблагополучия, а также страх незнакомых людей и страх отделения от сагеgiver вне обычного времени формирования привязанности.
Следующая отдельная диагностическая рубрика, известная и по другим классификациям, — нарушения адаптации. Этот диагноз выставляется при наличии разнообразных мягких, транзиторных, в основном, эмоционально-поведенческих расстройств продолжительностью не более 4 месяцев, которые связаны с наличием отчетливого внешнего провоцирующего фактора (выход матери на работу, изменение в уходе, соматическое заболевание и т.п.). Отечественным специалистам этот класс расстройств хорошо знаком и подробно описан как невротические реакции раннего детства. Также известны нам и другие 2 вида нарушений раннего детского возраста, обозначенные в DiagnosticClassification: 0–3 как поведенческие отклонения, связанные со сном и приемом пищи (кстати, встречающиеся в изолированном виде весьма редко).
Пожалуй, самый большой интерес для отечественных специалистов представляет не имеющаяся в других классификациях диагностическая рубрика «регуляторные расстройства». Она объединяет обширный класс нарушений, начинающихся непосредственно после рождения и отвечающим двум главным диагностическим требованиям одновременно: 1) налицо должен быть характерный, отличающийся от нормы, тип поведения; 2) он должен сочетаться с различными симптомами нарушений физиологических процессов, сенсорики, психомоторики, внимания и эмоционального реагирования, обобщенных термином «трудности организации». С учетом первого диагностического требования выделено 4 типа «регуляторных расстройств» (о них будет сказано ниже). Что касается второго диагностического указания, в DiagnosticClassification: 0–3 описано 16 групп симптомов, относящихся к нему. Среди них отмечены: «плохая организованность физиологического репертуара» (трудности кормления, срыгивания, икота, нарушения сна и т.п.), измененная сенсорная реактивность (слуховая, зрительная, тактильная, вкусовая, обонятельная, температурная и гравитационная гипо- и гиперчувствительность), расстройства грубой и тонкой моторики, в том числе и артикуляционные трудности, «дефициты» визуально-пространственной организации и организации внимания, недостаточность аффективной регуляции (преобладание какого-либо одного полюса настроения или его быстрая изменчивость).
В зависимости о того, какие паттерны из перечисленных выше доминируют в клинической картине, формируется определенный поведенческий тип, который и предопределяет отнесение случая к тому или другому типу регуляторных расстройств. Как было упомянуто, их выделено 4 и среди первых двух отмечены свои подтипы. Первый тип — это «гиперсенситивные», а среди них — «сверхосторожные и боязливые» (дети с повышенной чувствительностью к прикосновениям, звукам, зрительным стимулам наряду с трудностями визуально-пространственной организации) и «негативные и непослушные» (при тенденции к сверхреактивности дети отличаются сниженностью слухового восприятия и медленным освоением нового опыта). Второй тип — «низкореактивные», а среди них — «избегающие и трудно вовлекаемые» (имеются ввиду пассивные в контактах и исследовательской деятельности дети, временами с аутостимуляцией) и «эгоцентричные» (с недостатком эмпатии и коммуникативности, но с хорошим творческим воображением). Третий тип — «моторно дезорганизованные, импульсивные» (они имеют низкую реактивность с «жаждой стимулов», определяющих неустойчивость внимания, наряду с трудностями целенаправленного моторного поведения). И, наконец, четвертый тип — «другие»-диагностируется тогда, когда дети, имея симптомы «трудностей организации», в поведенческом отношении неотвечают выше выделенным типам, представляя новый или смешанный вариант.
.Диагноз «регуляторные расстройства» является в настоящее время общепринятым в зарубежной] ранней детской психопатологии, ему посвящена большая глава в фундаментальном современном руководстве (S.I. Greenspan 1992), многочисленные статьи. И в DiagnosticClassification: 0–3, и в других источниках подчеркивается, что специалистам давно известна клиника данных состояний, а также обусловленность биологическими факторами: конституциональными и «факторами созревания». Такие дети описывались ранее в зарубежной литературе как «повышенно чувствительные», с «трудным темпераментом», «реактивные». (Вместе с тем везде отмечалось, что «ранние паттерны ухода» мог оказывать значительное влияние на развитие этих нарушений.) Несомненным достоинством современных исследований регуляторных расстройств является выведение специфических «трудностей организации» на уровень вполне конкретных и разнообразных симптомов, что нашло свое окончательное отражение в DiagnosticClassification: 0–3. Безусловно, «регуляторные расстройства» являются «узнаваемыми» и для отечественных специалистов. Частично они описаны в виде синдромов невропатии: истинной, органической и смешанной (В.В. Ковалев, 1985). В отличие от зарубежных исследователей, нами в развитии этих нарушений знавалась роль не только конституциональных, но и мягких психоорганических факторов перинатального генеза, что подтверждалось неврологическим обследованием наряду с анамнезом беременности: родов. В дальнейшем, когда внимание исследователей было в большей степени сконцентрировано на клинических особенностях реагирования в раннем возрасте в совокупности с данными генеалогического анамнеза, многие случаи описывались в рамках «шизотипического диатеза» (Г.В. Козловская, 1995; Н.В. Римашевская, 1990). Далее, с развитием концепции эндогенного психопатологического диатеза (С.Ю. Циркин, 1998), клиника конституциональных расстройств раннего детства стала рассматриваться как обусловленная этой, более широкой предрасположенностью (Г.В. Скобло, А.А. Северный, Т.А. Баландина, 1999).
Последняя диагностическая рубрика в DiagnosticClassification: 0–3 - нарушение связей и коммуникаций: мультисистемное нарушение развития. Будучи формально новой по своему названию, эта диагностическая категория представляется авторами как дополнительная к диагнозу «аутистическое расстройство» по DSМ–1V или «детский аутизм» по МКБ–10. Она отражает 2 современных положения, подтвержденных многими исследованиями детей-аутистов 1–3 лет жизни. Первое — это значительная вариабельность в этом возрасте выраженности нарушений социального взаимодействия и средств общения, а также стереотипизации деятельности. Второе — возможная в части случаев вторичность нарушений общения в раннем детстве с обусловленностью их уже упоминаемыми «трудностями в организации» (так, ряд младенцев может избегать глазного контакта или игнорировать определенные слуховые стимулы вследствие значительной сенсорной гиперреактивности, что может вести к нарушению взаимодействия, однако по мере сглаживания повышенной чувствительности эмоциональная включенность в общение постепенно налаживается. Исходя из описанных положений в DiagnosticClassification: 0–3 предлагается рассматривать 3 паттерна мультисистемного нарушения развития.
Паттерн А подразумевает наибольшую степень собственно аутистических проявлений наряду с выраженными «нарушениями моторного планирования» (это обнаруживается, например, в невозможности жестикуляции), гипореактивностью при элементах сверхреактивности, часто низким мышечным тонусом. Паттерн В диагностирует детей, которые периодически способны к установлению контактов, хотя и при недостаточной аффективности, и имеют «смешанную модель сенсорной реактивности и мышечного тонуса». Паттерн С относится к детям, которые внешне включаются в коммуникации, но недостаточно последовательны в них; они могут быть избирательно эмоциональны; у этих детей, как и при паттерне В, определяется «смешанная модель сенсорной реактивности и мышечного тонуса», но при тенденции к сверхреактивности к стимулам. Отметим, что у нас в стране также разработана классификация детского аутизма по степени выраженности собственно аутистических проявлений и возможностей произвольной организации деятельности (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг1997) Выделенные в этой классификации группы во многом соответствуют описанным в DiagnosticClassification: 0–3 паттернам, хотя, в целом, она ориентирована на более поздний, дошкольный Проведенный анализ диагностических категорий DiagnosticClassification: 0–3 показывает, что знакомство с ними, несомненно, полезно для наших специалистов как в плане приобщения к новым современным диагностическим концепциям в отношении раннего возраста, так и в аспекте сопоставления их с разрабатывающимися в нашей стране.
' Обсуждение остальных 4 осей DiagnosticClassification: 0–3 предполагается провести в следующем сообщении.
ЛИТЕРАТУРА