Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Духовное акушерство и православие в России

Жаркин Н.А.
Кафедра акушерства и гинекологии
Волгоградской медицинской академии.

Духовное акушерство, как альтернатива научному акушерству дает свои первые ростки в России. Начало этого явления было заложено И.Б. Чарковским, в свое время попавшего в разряд дисидентов. В настоящее время в различных регионах России работают как его последователи, так и самостоятельные группы духовных акушерок и врачей. Однако признания официальных органов здравоохранения эти группы не имеют. В крупных городах России деятельность духовных акушерок довольно активна. Так в Москве ежегодно происходит около 1000 домашних родов, в Санкт-Петербурге более 300. Среди лиц, занимающихся духовным акушерством, не все имеют медицинское образование. В связи с этим нередки случаи тяжелых акушерских осложнений, приводящих к серьезным последствиям для женщин. Тем не менее казеннная обстановка, конвеерная система родоразрешения в родильных домах заставляют женщин обращаться за помощью к духовным акушеркам, обеспечивающих индивидуальный подход. Лишь в последние годы в связи с тенденцией к гуманизации родов, положение в официальных клиниках несколько изменилось. Все шире внедряется совместное пребывание матери и ребенка после родов, осуществляется программа поддержки грудного вскармливания, на роды допускаются родственники и т.д. Однако это далеко не духовная работа. Это можно назвать исправлением тех больших ошибок в организации службы, которые были допущены в советское время.

Что касается работы духовных акушерок, то также зачастую они осуществляют лишь индивидуальную подготовку будущих родителей к родам преимущественно в физическом плане, заменяя духовную практику физическим и теоретическим тренингом. Духовную работу в полном смысле слова проводят не многие. Эту работу можно назвать лишь началом творчества, поиском путей, средств и методов духовной работы. Очень важно, чтобы в начале творческого пути определить правильное направление работы. К сожалению, духовные поиски новоявленных акушерок зачастую приводят к серьезным ошибкам и потерям.

Приведу один клинический пример. Повторнорожающая женщина, православная, по рекомендации своей акушерки стала посещать группу, практикующую трансцедентальную медитацию с целью гармоничной подготовки к родам. Ей была определена мантра, произнося которую она медитировала. Акушерский анамнез женщины был без особенностей, первые роды прошли гладко, без осложнений. Течение настоящей беременности также было благоприятным. Лишь в последний месяц перед родами пациентка отмечала нарастающую общую слабость. Начало родов задерживалось, наметилась тенденция к перенашиванию беременности, в связи с чем пациентка была помещена в нашу клинику с целью ускоренной подготовки к родам. Медикаментозная терапия и акупунктура, которые обычно давали в комплексе хороший результат, ни к чему не привели. В сроки беременности 42 недели при отсутствии симптомов готовности организма к родам встал вопрос об операции кесарева сечения. Во время дополнительного разговора выяснились обстоятельства духовной практики, о которой пациентка до этого не рассказывала. Учитывая православное вероисповедание, к пациентке, с ее согласия был приглашен священник, которому она исповедалась и открыла мантру. Священник посоветовал усердно молиться Пресвятой Богородице, что пациентка и выполнила. На следующий день самостоятельно начались роды, которые завершились рождением здорового ребенка.

Данный пример показывает, что во время духовной работы с беременными требуется учитывать многие обстоятельства, связанные с православными традициями в России. Россия была и остается оплотом Православия, несмотря на 70 лет запрета свободы совести. Веками сложившиеся традиции, укоренившиеся в подсознании людей оказалось невозможно уничтожить страхом смерти и заглушить победными коммунистическими гимнами. Попытки на этом фоне внедрится другим духовным школам, особенно восточным, нередко приводят к подобным, а иногда и более серьезным последствиям, которые врачи склонны объяснять наличием различной патологии. Наш опыт показывает, что восстановление традиций Русской Православной Церкви в отношении деторождения может обеспечить не только мягкие, но зачастую даже сладостные роды (partus felix), оставляющие неизгладимый позитивный след в сердцах матери, ребенка, отца и всех, кто видел это событие. Эти традиции включают много особенностей, но главные из них — любовь и вера в Бога, молитва ко Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, это осознание того, что нерожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, что он имеет душу, способную испытывать все переживания человеческие (радость, горе, страх и др.). Это восприятие родов как Чуда рождения Спасителя, Спасителя ее Материнства, повторяющееся через каждую мать. И когда в родах происходит слияние души матери и души ребенка и они находятся под покровом Пресвятой Богородицы, трудно себе представить возможность возникновения каких-либо медицинских проблем.

Данное мнение вовсе не означает, что другие духовные школы и направления не хороши. Однако внедрение их в русский этнос, русскую культуру как правило сопровождается диспропорцией, нарушением внутренней и внешней гармонии, так необходимой в наиболее ответственный и напряженный момент каждой женщины-матери.

В Русской Православной традиции принято иметь обилие воды во время родов. Человек рождается из вод, в воде происходит первое его омовение, крещение. Рождение в воду обеспечивает мягкость родов (мягкие роды). Это немаловажно для формирования 3-й и 4-й перинатальных матриц по С.Грофу. Поэтому не удивительно, что после снятия запретов водные роды получили довольно широкое распространение в России. Об особенностях водных родов я излагал в своем первом докладе. В истории русского акушерства много ученых — истинно верующих. Выдающийся русский профессор-акушер Н.Феноменов, например, начинал курс лекций для студентов с чтения Библии («Бытие» — упоминание родов Фамари, присутствие повивальной бабки).

С учетом вышеизложенного в нашей клинике (Волгоградская медицинская академия) уже третий год выполняется программа подготовки к родам. Она расчитана на 3 месяца по 3 занятия в неделю, включающие теоретическую беседу, гимнастику с элементами массажа и занятие в бассейне с выполнением специальных дыхательных упражнений. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Занятия посещаются семьями. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем.

За 2 года работы родоразрешено более 30 женщин. Большинство женщин имели серьезную генитальную или экстрагенитальную патологию, многие первоначально имели сильный страх перед родами. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у четверых, мягкие — у 25 женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок имел спокойное поведение, не кричал, проявлял живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей при этом после адаптации к свету (примерно через 5–7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 3-и стуки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3-х секунд). Ни в одном случае не было необходимости медикаментозного обезболивания родов.

Осложнения в виде дискоординации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в последовом периоде было у 2-х. Кесарево сечение произведено одной роженице. Осложненные роды у этих 3-х пациенток проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов, неприятия веры, легкомысленного отношения к духовной работе над собой.

Таким образом, несмотря на сложное экономическое положение, в России наступает возрождение духовности, одним из свидетельств которого наряду с открытием храмов является распространение духовного акушерства. Очень важно, чтобы этот процесс был созвучен Русским духовным традициям и сочетался с профессионализмом акушерок и врачей.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
4,11,18 декабря в 20.00 (мск)
15000 руб
Психологическое консультирование в ситуации аборта
онлайн-курс
с 11 ноября-30 января по пон и чт в 19.00 (мск), есть каникулы
ОТ 79000 руб
110000 руб
-28%
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
6,13,20,27 ноября в 18.00 (мск)
12000 руб
-%
Коммуникативный мини-курс
онлайн-курс из 4 встреч