Прохорова О.В. Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья»/ Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24–27 сентября 2013 г.-М.:OOOONEBOOK.RU.–381 с.
Уральская государственная медицинская академия (Екатеринбург).
В настоящее время психологическая или точнее психофизиологическая подготовка беременных к родам является обязательной составной частью комплексных мероприятий по медико- психологической помощи беременным, без которой она не будет считаться полноценной. Основными целями подготовки являются: 1) выработка сознательного и позитивного отношения женщины к беременности, формирование актуальной и эффективной триады “мать–ребенок–отец”; 2) создание у беременной оптимального эмоционального фона и стойкой уверенности в благоприятном течении беременности и исходе родов для женщины и ребенка, то есть формировании адекватной “доминанты беременности” и “родовой доминанты”, основанных на восприятии беременности и родов как сугубо физиологических процессов; 3) формирование беременной как активной и волевой личности, не испытывающей страха перед родами, полностью ответственной за своего ребенка и в основном определяющей исход родов; 4) получение беременной основных знаний и навыков медицинского и гигиенического характера, способствующих оптимальному вынашиванию беременности и полностью адекватному поведению в родах.
Психологическая подготовка к родам обычно осуществляется на курсах, проводимых при женских консультациях или при специализированных частных центрах по индивидуально разработанным программам, включающим лекции и занятия по овладению практическими навыками, а также тренинги, методики релаксации, различные дыхательные техники. Посещение курсов подготовки к родам в целом положительно влияет на течение беременности и родов, улучшает акушерские и перинатальные показатели и повышает качество оказания медицинской помощи. С другой стороны, в процессе подготовки беременных к родам возникают серьезные проблемы и имеют место ошибки, которые снижают эффективность и даже могут иметь негативные последствия.
К проблемам дородовой подготовки следует отнести: 1) организационные трудности (несоответствие целям подготовки имеющихся помещений; недостаточная квалификация перинатальных психологов, акушеров-гинекологов, педиатров, специалистов по физкультуре, музыкальных работников); 2) недостаток полноценной специальной литературы и видеоматериалов, муляжей, плакатов; 3) выходящее за рамки целесообразности стремление частных центров значительно увеличить количество занятий по подготовке к родам для получения максимальной коммерческой выгоды; 4) активное стремление ряда центров психологически “привязать” к себе беременных, чтобы их сотрудники осуществляли сопровождение родов или даже принимали роды на дому.
Наиболее значимыми ошибками психологической подготовки к родам, присущими и государственным, и частным курсам, являются:
Таким образом, в большинстве случаев (до 80%) при подготовке беременных к родам отсутствует индивидуальный подход с проведением при необходимости психокорректирующих мероприятий и не достигается формирование полноценной родовой доминанты. Стремление учитывать все вышеизложенное, несомненно, будет способствовать оптимизации течения и завершения исходов родов.