Соколова Ольга Александровна
ПИРАО
Объяснение внутренних механизмов предпочтительных форм организации поведения ребенка является одной из наиболее важных задач психологии. Важно не столько описать поведение ребенка и особенности его взаимоотношений, сколько иметь предположительную информацию о тех внутренних механизмах, которые обеспечивают проявление индивидуальных аспектов в социальном поведении субъекта. Одной из составляющих контроля поведения, куда входят когнитивный контроль, контроль действия, является эмоциональный контроль.
В этой связи основой нашего исследования явилось представление о том, что доминирующие эмоциональные состояния, определяющие направленность деятельности субъекта, характер его взаимодействия с другими, реагирование на препятствия, фрустрационную толерантность и т.п., могут быть обусловлены дородовым опытом ребенка или, другими словами, пренатальным эмоциональным обучением.
Таким образом, научная новизна нашего подхода заключается, во-первых, в представлении о возможности приобретения ребенком дородового опыта, т.е. возможности дородового обучения, а во-вторых, это обучение может повлиять на формирование индивидуальности ребенка.
Проблема пренатального обучения еще очень мало изучена. Э.Де Каспером и Т. Филд была показана возможность пренатального обучения в случаях обучения плодов в последнем триместре беременности. Мэтти О. Хаттунен и П. Нисканен показали на примере дородовой потери отца влияние сильных стрессов матери во втором и третьем триместрах на психическое развитие ребенка. Влияние материнских эмоций на ребенка также рассматривалось в работах А.И. Захарова и Г.А. Филипповой.
Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую.
Мы предположили, что предпочтительное возникновение той или иной эмоциональной реакции определяется дородовым опытом. Этот дородовый опыт представляет собой воспроизведение мозгом ребенка эмоциональных состояний матери. Отсюда следовало предположение, что эмоциональные состояния матери во время беременности передаются ребенку и эти эмоциональные состояния могут стать доминирующими у ребенка после его рождения.
На первом этапе исследования мы изучали доминирующие эмоции детей и сравнивали их с преобладающими эмоциональными состояниями их матерей в период беременности. Для этого использовался специально разработанный опросник, в котором были отражены психические состояния матери в период беременности. Для выяснения доминирующих эмоциональных состояний ребенка проводилась беседа с матерью. Обработав полученные данные, с помощью математической статистики, мы обнаружили существование достоверное связи между этими двумя параметрами (r=0,7 при Р < 0,05). Таким образом, общее зависимость между эмоциональными состояниями матери в период беременности и доминирующими эмоциональными состояниями ребенка была подтверждена.
Также оказалось, что ребенку передавались содержание и характер эмоциональных состояний матери. Было выяснено, что с наибольшей вероятностью от матери ребенку передаются такие эмоциональные состояния как страх (r=0,6), агрессия (r=0,54), и плаксивость (r=0,59) все коэффициенты значимы при Р < 0,05. Следовательно, можно сделать вывод о вероятности прямого научения этим эмоциям.
Далее мы установили существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоциональной сферы ребенка, по нашим данным, имеют четвертый (r=0,33), пятый (r=0,38) и шестой (r=0,38) месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.
На сегодняшнем этапе исследования мы напрямую пытаемся проследить возможность дородового обучения эмоциям. Для этой цели подробно изучаются эмоциональные состояния женщины на протяжении всего срока беременности, которые далее сопоставляются с эмоциональными состояниями родившегося ребенка. Предварительные результаты исследования ожидаем получить уже в этом году.