Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Возможность влияния эмоциональных событий в жизни матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка

Соколова Ольга Александровна
ПИРАО

Объяснение внутренних механизмов предпочтительных форм организации поведения ребенка является одной из наиболее важных задач психологии. Важно не столько описать поведение ребенка и особенности его взаимоотношений, сколько иметь предположительную информацию о тех внутренних механизмах, которые обеспечивают проявление индивидуальных аспектов в социальном поведении субъекта. Одной из составляющих контроля поведения, куда входят когнитивный контроль, контроль действия, является эмоциональный контроль.

В этой связи основой нашего исследования явилось представление о том, что доминирующие эмоциональные состояния, определяющие направленность деятельности субъекта, характер его взаимодействия с другими, реагирование на препятствия, фрустрационную толерантность и т.п., могут быть обусловлены дородовым опытом ребенка или, другими словами, пренатальным эмоциональным обучением.

Таким образом, научная новизна нашего подхода заключается, во-первых, в представлении о возможности приобретения ребенком дородового опыта, т.е. возможности дородового обучения, а во-вторых, это обучение может повлиять на формирование индивидуальности ребенка.
Проблема пренатального обучения еще очень мало изучена. Э.Де Каспером и Т. Филд была показана возможность пренатального обучения в случаях обучения плодов в последнем триместре беременности. Мэтти О. Хаттунен и П. Нисканен показали на примере дородовой потери отца влияние сильных стрессов матери во втором и третьем триместрах на психическое развитие ребенка. Влияние материнских эмоций на ребенка также рассматривалось в работах А.И. Захарова и Г.А. Филипповой.

Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую.

Мы предположили, что предпочтительное возникновение той или иной эмоциональной реакции определяется дородовым опытом. Этот дородовый опыт представляет собой воспроизведение мозгом ребенка эмоциональных состояний матери. Отсюда следовало предположение, что эмоциональные состояния матери во время беременности передаются ребенку и эти эмоциональные состояния могут стать доминирующими у ребенка после его рождения.

На первом этапе исследования мы изучали доминирующие эмоции детей и сравнивали их с преобладающими эмоциональными состояниями их матерей в период беременности. Для этого использовался специально разработанный опросник, в котором были отражены психические состояния матери в период беременности. Для выяснения доминирующих эмоциональных состояний ребенка проводилась беседа с матерью. Обработав полученные данные, с помощью математической статистики, мы обнаружили существование достоверное связи между этими двумя параметрами (r=0,7 при Р < 0,05). Таким образом, общее зависимость между эмоциональными состояниями матери в период беременности и доминирующими эмоциональными состояниями ребенка была подтверждена.

Также оказалось, что ребенку передавались содержание и характер эмоциональных состояний матери. Было выяснено, что с наибольшей вероятностью от матери ребенку передаются такие эмоциональные состояния как страх (r=0,6), агрессия (r=0,54), и плаксивость (r=0,59) все коэффициенты значимы при Р < 0,05. Следовательно, можно сделать вывод о вероятности прямого научения этим эмоциям.
Далее мы установили существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоциональной сферы ребенка, по нашим данным, имеют четвертый (r=0,33), пятый (r=0,38) и шестой (r=0,38) месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.

На сегодняшнем этапе исследования мы напрямую пытаемся проследить возможность дородового обучения эмоциям. Для этой цели подробно изучаются эмоциональные состояния женщины на протяжении всего срока беременности, которые далее сопоставляются с эмоциональными состояниями родившегося ребенка. Предварительные результаты исследования ожидаем получить уже в этом году.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
4, 7, 8, 9 февраля 20.00-22.00 (мск)
ОТ 6600 руб
10200 руб
-35%
Психологическое консультирование женщин и пар в ситуации репродуктивного выбора
дистанционный курс
24 января-4 апреля
ОТ 36900 руб
55000 руб
-33%
Онлайн-курс повышения квалификации "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
дистанционный курс
перенесен - дата утверждается
16800 руб
Как стать родителем своему внутреннему ребенку?
очный тренинг Марины Ланцбург
23 декабря 20.00-22.00
1400 руб
Ассоциативная техника работы на этапе планирования беременности «Куб в пустыне»
вебинар
20,21,22 декабря 20.00-22.00
7400 руб
Работа с утратой в перинатальном периоде
дистанционный курс
17 декабря 20.00-22.00
1800 руб
Психоаналитические концепции возникновения психосоматических расстройств.
вебинар
14 декабря 18.00-20.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Прокрастинация
вебинар
10 декабря 20.00-22.00
1600 руб
Тема РОДЫ в курсе для беременных (взгляд акушера-гинеколога)
вебинар
10 декабря - 10 января
ОТ 7700 руб
13000 руб
-41%
Семья. Перезагрузка
8 вебинаров с практическими заданиями и обратной связью от автора
7,8,14,15 декабря 20.00-22.00
ОТ 6200 руб
7800 руб
-21%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс