Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

О содержании вокализаций детей младенческого и раннего возраста

Черничкина Ю.Д.

Вопросом изучения вокализаций детей младенческого возраста занимались многие исследователи из различных областей науки. Вокализации рассматривались с точки зрения фонетики, психологии, лингвистики, психофизиологии, психолингвистики, семиотики и т.д.

В период с октября 2006 года по февраль 2013 года нами проводился эксперимент, который был направлен на изучение вокализаций в младенческом и раннем возрасте.

В лонгитюдном исследовании принимали участие 64 ребенка в возрасте от 2-х месяцев. Часовая съемка проводилась раз в три месяца.

Подсчитывались и анализировались все вокализации, произнесенные ребенком в течение одного часа съемки, определялись их функции.

На сегодняшний день существуют разные подходы к выделению функций вокализаций. Так Т.В. Базжина, с точки зрения фонетического подхода, выделяет две функции крика, как первого проявления вокализации: служебно-физиологическую и условно-коммутативную (информативную). В рамках модели речеязыкового механизма выделяются такие функции, как символизации, репрезентации, экспрессии. При этом экспрессивная функция рассматривается в качестве основной и проявляется в виде интенций — намерений выделения во внешний план скрытых психических содержаний (Т.Н. Ушакова, С.С. Белова).

В зарубежной литературе наиболее разработана классификация М.Э. К.Хэллидея, включающая такие функции вокализаций как, инструментальная, информативная, регуляторная, взаимодействия, личностная, эвристическая, воображения. На этой основе была создана периодизация развития функций вокализаций в дословесном периоде (Е.И. Исенина). Данная классификация была взята нами за основу при проведении эксперимента по изучению вокализаций детей младенческого и раннего возраста.

Однако, при анализе вокализаций по функциям, выделенным М.Э. К.Хэллидем, мы столкнулись с рядом трудностей:

-трудно различимы некоторые функции вокализаций в более раннем возрасте детей, такие как, регуляторная и взаимодействия, а также личностная и взаимодействия. После полугода близкими оказываются функции инструментальная, регуляторная, информативная и др.

-классификация М.Э. К.Хэллидея, рассмотренная Е.И. Исениной, не подразумевает анализ содержания некоммуникативных вокализаций и имитационных вокализаций (коммуникативных);

-классификация М.Э. К.Хэллидея учитывает только эмоционально положительные вокализации. В ходе исследования нами было выявлено, что вокализации детей могут быть как положительно, так и отрицательно эмоционально окрашены.

С учетом этого, нами были выделены такие параметры как, направленность (коммуникативные и некоммуникативные) и эмоциональная окраска вокализаций (положительные и отрицательные), — и проведен анализ их функций.

Анализ функций вокализаций был проведен с учетом периодов предречевого развития, которые совпали с периодизацией психического развития (младенчество), предложенной Л.С. Выготским.

Рассмотрим данные периоды.

1 период: 0 — 2/2,5 месяца.

Наблюдались вокализации эмоционально отрицательной окраски, проявлявшиеся в виде крика и направленные на удовлетворение физиологических потребностей (еда, сон и т.д.). Возникновение первых реакций социального характера в виде улыбки (у детей старше 1 месяца) способствует развитие личностной функции вокализаций.

2 период: 2,5 месяца — 5/6 месяцев.

Положительные вокализации проявлялись в виде призыва, обращения на себя внимания или как показатель комфортного состояния (личностная и регуляторная функции). Отрицательно окрашенные вокализации проявлялись в виде хныканья, плача и вскрикивания, в дальнейшем, переходивших в крик при неудовлетворении желания ребенка (личностная и регуляторная функции). Отрицательные вокализации практически всегда являлись инициативными, исключение составляли случаи ответной реакции малыша на действие/бездействие взрослого.

Некоммуникативные вокализации проявляются либо в ситуациях резкого дискомфорта (являются отрицательно эмоционально окрашенными), либо во время периодов гуления и гукания, когда вокализации не направлены на близкого взрослого (положительно эмоционально окрашены).

3 период:6 месяцев — 9/10 месяцев.

Уменьшается количество отрицательно окрашенных вокализаций. Теперь они проявляются в ситуации обиды, просьбы пожалеть себя, в ситуации реакции на слово в значении запрета (личностная, регуляторная функции). Положительно окрашенные вокализации использовались ребенком в ситуациях требования предмета, показа какого-либо действия с предметом и т.д. (регуляторная функция).

4 период: 9/10 месяцев — 1г.2м./1г.3м.

С 10–11 месяцев появляются вокализации «э-а»-образные звуки с вопросительной или требовательной интонацией назвать предмет (регуляторная и информативная). Отрицательно окрашенные вокализации в виде крика являлись протестными на действия, предложения и требования взрослого (личностная и регуляторная функции).

Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили роль социальной среды в формировании вокализаций (как положительно, так и отрицательно окрашенных вокализаций, как коммуникативно, так и некоммуникативно направленных). При этом можно говорить, что изменение социальной среды способствует развитию не только вокализаций, но личностного аспекта психического развития ребенка.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
открыта предзапись на февраль-март
Бесплатно
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 25 февраля - 13 мая по вторникам в 19.00 (мск)
Бесплатно
Работа с психологической травмой: практические навыки (для специалистов)
онлайн-курс, 36 ак.часов
24 и 26 февраля в 20.00 (мск)
ОТ 3990 руб
5200 руб
-23%
Диагностика нарушений привязанности со стороны родителей к детям и пути ее формирования: от третьего триместра беременности до трех лет
дистанционный курс
с 15 февраля - 24 мая по субботам в 14.00 (мск)
50000 руб
-%
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг