Г.Г Филиппова
У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.
Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.
У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.
У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.
Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.