Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Сравнительно-психологический анализ адаптивной природы боязни новизны у детей первого года жизни

Г.Г Филиппова

У детей на первом году жизни можно выделить два периода возникновения боязни новых стимулов (предметных и социальных). К пяти месяцам появляется боязнь незнакомых людей, резких звуков, новых предметов. Подобное обостренно негативное восприятие нового наблюдается в конце первого года жизни: дети пугаются «необычных» людей, незнакомых мест, неизвестных животных, предметов, которых они никогда не видели.

Данные, полученные на антропоидах, позволяют предположить, что одной из причин возникновения боязни новизны в эти возрастные периоды является качественное изменение отношений ребенка с миром, связанное с его сенсо-моторным развитием.

У детенышей антропоидов наблюдается подобная боязнь новизны в середине первого и в конце второго полугодия жизни. В этом возрасте изменяется манипуляторная и локомоторная активность детенышей и структура их контакта с матерью. В середине первого полугодия детеныши начинают самостоятельно манипулировать с объектами внешнего мира и делают первые попытки отхода от матери, сохраняя с ней визуальный контакт и возможность немедленного возобновления тактильного контакта. В конце первого года у детенышей хорошо развиты локомоции, они активно обследуют пространство, сохраняя визуальный и акустический контакт с матерью. Боязнь нового является биологически обусловленным механизмом развития осторожности, так как детеныш вступает в непосредвственный контакт с внешним миром без контроля матери и ему необходимо самостоятельно регулировать свою деятельность.

У ребенка первый период возникновения боязни новизны можно соотнести с развитием манипуляций и расширением и качественным изменением контактов с внешним миром всвязи с освоением сидячего положения. Второй период связан с освоением вертикального положения и ходьбы, что также расширяет возможности ребенка и перестраивает его отношения с внешним миром.

Высказанные предположения об адаптивной природе возникновения боязни новизны у младенцев позволяет строить соответствующую стратегию воспитания в указанные возрастные периоды с целью профилактики и коррекции детских страхов.

.
Другие материалы
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
11 мая
20.00-22.00 (мск)
от 1300 руб
1800 руб
-27%
Сказка - как инструмент работы перинатального психолога
вебинар
11.05, 8.06, 06.07, 10 августа
18.00-19.30
от 4400 руб
5500 руб
-20%
Онлайн-супервизионная группа
супервизионная группа
14,21,28 мая и 4 июня
18.00-20.00
от 6100 руб
9100 руб
-32%
Как удачно выбрать мужа. Разведись или спаси брак
онлайн-тренинг