Трушкина С.В. Об образовательных потребностях специалистов в сфере профилактики ранних отказов // Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России». Сборник тезисов. Москва, 2006, с. 334–335
Ранние отказы, то есть отказы от детей сразу после их рождения или в течение первого года жизни, в последние 10–15 лет в России приобрели характер эпидемии. Однако, практика показала, что значительную часть их можно предотвратить. Для этого требуются направленные усилия междисциплинарной команды специалистов, состоящей из социальных работников, психологов, медиков, педагогов.
Одна из основных проблем на сегодняшний день заключается в отсутствии необходимой подготовки у этих специалистов. Ни один ВУЗ не дает ее, ни в рамках додипломного, ни в рамках последипломного образования. Проблема усугубляется тем, что члены междисциплинарных команд обучаются в ВУЗах разного профиля.
Двухлетний опыт взаимодействия с командами специалистов, реализующих при поддержке Национального фонда социальные проекты по профилактике ранних отказов, дал возможность оценить их образовательные потребности. Их можно условно разделить на четыре части.
Во-первых, это теоретические знания в данной специфической области. Здесь можно назватьтакие темы как психология материнства, понятие о нормальном и девиантном материнстве, социальных и психологических закономерностях его формирования. Необходимы современные представления о социальных и эмоциональных потребностях младенцев и особенностях их развития в семье и интернатном учреждении. Важно знание о факторах, приводящих к социальному сиротству, а также о типах групп риска по отказу среди беременных женщин и матерей.
Во-вторых, команду специалистов необходимо снабдить практическими навыками работы с женщинами целевых групп и их семьями. Дееспособная команда должна уметь выявлять женщин, нуждающихся в услуге по профилактике социального сиротства, владеть методами удержания ее в зоне своего влияния, владеть технологией работы со случаем, уметь организовывать медико-психолого-социальное сопровождение проблемной семьи, владеть различными формами индивидуальной и групповой работы со своими подопечными.
В-третьих, не менее важной частью рабочих навыков оказалось умение действовать командой. Принципы командности и междисциплинарности часто оказывались слишком новыми и революционными для специалистов, начинающих работать командой, и приживались с большим трудом. Навыки коллективного обсуждения случая, возникающих проблем и достигнутых результатов, совместного принятия решений и разделения ответственности, оказания групповой поддержки вырабатывались лишь со временем и не всегда безболезненно. В связи с остро стоящей проблемой профессионального выгорания членов команды необходимо обучить методам групповой и индивидуальной супервизии, релаксации и аутотренинга.
И, наконец, в-четвертых, специалистам необходимо уметь налаживать взаимодействие с другими структурами, так или иначе вовлеченными в ситуацию отказа от ребенка и работу с проблемной семьей. Это, прежде всего, органы опеки и попечительства, дома ребенка, медицинские учреждения, учреждения соцзащиты, детские дошкольные учреждения. Очень важно достичь признания и понимания проблемы административными органами разного уровня. Кроме того, в работе приходится контактировать со средствами массовой информации, спонсорами, руководителями самых разных учреждений. Все это приходится делать членам команды, и подходы к решению подобных задач также должны стать предметом обучения.