Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Психологическая поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства

Ланцбург М.Е. Психологическая поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства /Современные подходы к ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Опыт работы по реализации мероприятий Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 гг./Науч.ред. Н.Ю. Грачева.-М.:Старполиграф, 2011, с.489–496.

Родительская сфера личности, обеспечивающая реализацию родительской деятельности, проходит долгий путь становления от рождения ребенка до беременности, и продолжает свое формирование в беременности и после рождения ребенка.

Родительская сфера личности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение потребностей женщины в материнстве и, с другой стороны, направлена на обеспечение потребностей ребенка.

Ребенок нуждается в удовлетворении потребностей трех уровней: биологических - в обеспечении условий (среды, питания) для естественного созревания, социальных - в социальном становлении личности, освоении социальных ролей, индивидуальных — становлении своего «Я», индивидуализации.

На начальном этапе развития ребенок не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, он нуждается в непосредственном постоянном участии взрослого. Взрослый создает условия для реализации потребностей ребенка. Важно оценить готовность взрослого к родительской деятельности.

Cистемный подход к оценке ресурсов предполагает диагностику следующих психологических ресурсов матери:

1. Личностный ресурс: личностная зрелость, мотивации рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл материнства, место материнства в Я-концепции, конструкт «Я- и -мир».

2. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.

3. Когнитивный ресурс: общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

4. Операциональный: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

5. Психофизиологический: актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекцииПри нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком. Принцип привлечения ресурсов: от более близко стоящих к матери к более отдаленным.

Цель психологического сопровождения родителей — содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества.

Матери, не способные в силу тех или иных жизненных обстоятельств, заботиться о ребенке, составляют группу риска по девиантному материнству.

Среди матерей группы риска особую когорту составляют юные матери.

Факторы дефицита ресурсов у юной матери

· решение конкурирующих задач в соответствии с ведущей для данного возраста деятельностью – простраивание отношений со сверстниками, профессиональное становление, образовательная деятельность.

· неустоявшиеся отношения с отцом ребенка,

· эмоциональная и личностная незрелость,

· незавершенная сепарация от родителей,

· несамостоятельность в жилищных и финансовых вопросах

Цель работы с матерями группы риска – оказание поддержки женщинам в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей и других форм жестокого отношения к ним.

Принципы работы с матерями группы риска:

· соответствие содержания поддержки потребностям матерей, которые представляют собой крайне разнородную группу,

· избегание стигматизации матерей группы риска,

· поддержка переживания собственной компетентности матерей,

· гибкость в применении методов воздействия, избегание прямого давления.

Задачи сопровождения матерей:

Личностный ресурс:

· Содействие формированию субъектно-ориентированного отношения к ребенку с начала его жизни.

· Содействие укреплению уверенности родителя в себе, принятию им родительской позиции (ответственности за ребенка, в том числе за выбор стратегии, средств и методов воспитания ребенка).

· Помощь в преодолении конфликта в родительской сфере личности.

Эмоциональный ресурс:

· Помощь в раскрытии чувств, принятии чувств в их амбивалентности.

· Содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.

· Оказание эмоциональной поддержки матери, содействие налаживанию контакта с ребенком и развитию родительской интуиции.

· Содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком (обучение языку эмоционального сопровождения).

Когнитивный ресурс:

· Формирование адекватных представлений о родительстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности.

· Содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных «авторитетными лицами».

· Обучение прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком, содействие выработке оптимальной стратегии поведения с учетом возраста и индивидуальности ребенка.

· Обучение принципам проведения развивающих занятий и играм с детьми раннего возраста.

· Ознакомление с базовыми психологическими потребностями ребенка (в общении и новых впечатлениях), критериями психологического здоровья ребенка (спонтанность, любознательность, жизнерадостность) и факторами их формирования.

· Принципы выбора дошкольного учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ и помощь родителей в адаптации к условиям ДОУ.

· Содействие грамотному построению отношений со службами и специалистами, которые могут быть полезны семье.

Операциональный ресурс:

· освоение практик обращения с младенцем

· обучение взаимодействию и занятиям с ребенком

Психофизиологический ресурс:

В целях профилактики переутомления и эмоционального выгорания матери:

· ознакомление с рациональной организацией труда

· и рабочего пространства при уходе за младенцем,

· формирование практических навыков применения

· различных методов саморегуляции,

ориентация семьи на оказание поддержки матери

Методы работы с матерями

· интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры

· поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами),

· диалог,

· психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции,

· телесноориентированные техники,

· просмотр и обсуждение видеоматериалов,

· арттерапия,

· пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды

· библиотерапия,

· совместные чаепития,

· мини — сочинения.

· активизация ближайшего социального окружения,

· эмоциональная поддержка,

· содействие организации сетевой поддержки.

Оценка качества поддержки проводится по следующим параметрам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОДДЕРЖКИ

1. По источнику

1. Семейная

2. Социальное окружение

3. Сетевая (люди с аналогичными проблемами)

4. Общественные институты

5. Государственные институты

2. По характеру помощи

1. Эмоциональная (отклик на уровне чувств: разделение чувств и поддержка)

2. Оценочная (подкрепление)

3. Инструментальная (операциональная)

4. Информационная

5. Материальная

6. Финансовая

Адекватная поддержка - это поддержка, отвечающая по содержанию потребности матери и предоставляемая в той форме, которая может быть позитивно воспринята матерью.

Избыточная поддержка – поддержка, при которой лицо, помогающее женщине, подменяет ее собой, фактически мешая ей выполнять родительские функции.

Недостаточная поддержка – поддержка, не восполняющая в полной мере дефицит материнских ресурсов.

Амбивалентная поддержка – поддержка, при которой, с одной стороны, поддерживающее лицо восполняет дефицит материнских ресурсов, а, с другой, делает это в такой форме, которая вызывает у матери негативные эмоции.

Литература

Ланцбург М.Е. Деятельность материнских центров по профилактике отказов от ребенка (на примере центра «Шармиран», Гренобль, Франция) // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/index.shtml

Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. – C. 15–26

Ланцбург М.Е. Арчакова Т.О. «Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова — M.:МГППУ, 2007. — C. 133–141

Ланцбург М.Е. Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей // «Психологическая наука и образование». 2004. № 3

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
открыта предзапись на февраль-март
Бесплатно
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 25 февраля - 13 мая по вторникам в 19.00 (мск)
Бесплатно
Работа с психологической травмой: практические навыки (для специалистов)
онлайн-курс, 36 ак.часов
24 и 26 февраля в 20.00 (мск)
ОТ 3990 руб
5200 руб
-23%
Диагностика нарушений привязанности со стороны родителей к детям и пути ее формирования: от третьего триместра беременности до трех лет
дистанционный курс
с 15 февраля - 24 мая по субботам в 14.00 (мск)
50000 руб
-%
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг