Ланцбург М.Е. Психологическая поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства /Современные подходы к ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Опыт работы по реализации мероприятий Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 гг./Науч.ред. Н.Ю. Грачева.-М.:Старполиграф, 2011, с.489–496.
Родительская сфера личности, обеспечивающая реализацию родительской деятельности, проходит долгий путь становления от рождения ребенка до беременности, и продолжает свое формирование в беременности и после рождения ребенка.
Родительская сфера личности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение потребностей женщины в материнстве и, с другой стороны, направлена на обеспечение потребностей ребенка.
Ребенок нуждается в удовлетворении потребностей трех уровней: биологических - в обеспечении условий (среды, питания) для естественного созревания, социальных - в социальном становлении личности, освоении социальных ролей, индивидуальных — становлении своего «Я», индивидуализации.
На начальном этапе развития ребенок не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, он нуждается в непосредственном постоянном участии взрослого. Взрослый создает условия для реализации потребностей ребенка. Важно оценить готовность взрослого к родительской деятельности.
Cистемный подход к оценке ресурсов предполагает диагностику следующих психологических ресурсов матери:
1. Личностный ресурс: личностная зрелость, мотивации рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл материнства, место материнства в Я-концепции, конструкт «Я- и -мир».
2. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.
3. Когнитивный ресурс: общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.
4. Операциональный: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.
5. Психофизиологический: актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.
Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекции. При нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком. Принцип привлечения ресурсов: от более близко стоящих к матери к более отдаленным.
Цель психологического сопровождения родителей — содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества.
Матери, не способные в силу тех или иных жизненных обстоятельств, заботиться о ребенке, составляют группу риска по девиантному материнству.
Среди матерей группы риска особую когорту составляют юные матери.
Факторы дефицита ресурсов у юной матери
· решение конкурирующих задач в соответствии с ведущей для данного возраста деятельностью – простраивание отношений со сверстниками, профессиональное становление, образовательная деятельность.
· неустоявшиеся отношения с отцом ребенка,
· эмоциональная и личностная незрелость,
· незавершенная сепарация от родителей,
· несамостоятельность в жилищных и финансовых вопросах
Цель работы с матерями группы риска – оказание поддержки женщинам в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей и других форм жестокого отношения к ним.
Принципы работы с матерями группы риска:
· соответствие содержания поддержки потребностям матерей, которые представляют собой крайне разнородную группу,
· избегание стигматизации матерей группы риска,
· поддержка переживания собственной компетентности матерей,
· гибкость в применении методов воздействия, избегание прямого давления.
Задачи сопровождения матерей:
Личностный ресурс:
· Содействие формированию субъектно-ориентированного отношения к ребенку с начала его жизни.
· Содействие укреплению уверенности родителя в себе, принятию им родительской позиции (ответственности за ребенка, в том числе за выбор стратегии, средств и методов воспитания ребенка).
· Помощь в преодолении конфликта в родительской сфере личности.
Эмоциональный ресурс:
· Помощь в раскрытии чувств, принятии чувств в их амбивалентности.
· Содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.
· Оказание эмоциональной поддержки матери, содействие налаживанию контакта с ребенком и развитию родительской интуиции.
· Содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком (обучение языку эмоционального сопровождения).
Когнитивный ресурс:
· Формирование адекватных представлений о родительстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности.
· Содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных «авторитетными лицами».
· Обучение прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком, содействие выработке оптимальной стратегии поведения с учетом возраста и индивидуальности ребенка.
· Обучение принципам проведения развивающих занятий и играм с детьми раннего возраста.
· Ознакомление с базовыми психологическими потребностями ребенка (в общении и новых впечатлениях), критериями психологического здоровья ребенка (спонтанность, любознательность, жизнерадостность) и факторами их формирования.
· Принципы выбора дошкольного учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ и помощь родителей в адаптации к условиям ДОУ.
· Содействие грамотному построению отношений со службами и специалистами, которые могут быть полезны семье.
Операциональный ресурс:
· освоение практик обращения с младенцем
· обучение взаимодействию и занятиям с ребенком
Психофизиологический ресурс:
В целях профилактики переутомления и эмоционального выгорания матери:
· ознакомление с рациональной организацией труда
· и рабочего пространства при уходе за младенцем,
· формирование практических навыков применения
· различных методов саморегуляции,
ориентация семьи на оказание поддержки матери
Методы работы с матерями
· интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры
· поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами),
· диалог,
· психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции,
· телесноориентированные техники,
· просмотр и обсуждение видеоматериалов,
· арттерапия,
· пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды
· библиотерапия,
· совместные чаепития,
· мини — сочинения.
· активизация ближайшего социального окружения,
· эмоциональная поддержка,
· содействие организации сетевой поддержки.
Оценка качества поддержки проводится по следующим параметрам.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОДДЕРЖКИ
1. По источнику
1. Семейная
2. Социальное окружение
3. Сетевая (люди с аналогичными проблемами)
4. Общественные институты
5. Государственные институты
2. По характеру помощи
1. Эмоциональная (отклик на уровне чувств: разделение чувств и поддержка)
2. Оценочная (подкрепление)
3. Инструментальная (операциональная)
4. Информационная
5. Материальная
6. Финансовая
Адекватная поддержка - это поддержка, отвечающая по содержанию потребности матери и предоставляемая в той форме, которая может быть позитивно воспринята матерью.
Избыточная поддержка – поддержка, при которой лицо, помогающее женщине, подменяет ее собой, фактически мешая ей выполнять родительские функции.
Недостаточная поддержка – поддержка, не восполняющая в полной мере дефицит материнских ресурсов.
Амбивалентная поддержка – поддержка, при которой, с одной стороны, поддерживающее лицо восполняет дефицит материнских ресурсов, а, с другой, делает это в такой форме, которая вызывает у матери негативные эмоции.
Литература
Ланцбург М.Е. Деятельность материнских центров по профилактике отказов от ребенка (на примере центра «Шармиран», Гренобль, Франция) // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/index.shtml
Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. – C. 15–26
Ланцбург М.Е. , Арчакова Т.О. «Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова — M.:МГППУ, 2007. — C. 133–141
Ланцбург М.Е. Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей // «Психологическая наука и образование». 2004. № 3