Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Особенности эмоционально-поведенческого статуса детей с отклонениями в раннем онтогенезе

Макарова З.С.
Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья»/ Под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24–27 сентября 2013 г.-М.:OOOONEBOOK.RU.–302 с.

Большую группу детей раннего и дошкольного возраста составляют дети с неблагоприятным течением раннего онтогенеза, в том числе анте- и перинатального периодов развития.

Под наблюдением находилось 703 ребенка в возрасте от 3 мес. до 3 лет, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся в домашних условиях. Из них 585 детей имели патологическое течение раннего онтогенеза, включающего наличие дизонтогенетических факторов риска в антенатальном, интранатальном, раннем неонатальном и неонатальном периодах развития, и составили основную группу. Учитывалось наличие и выраженность факторов риска в каждом из выделенных периодов, а также их суммарное количество. В группу сравнения вошли 118 детей того же возраста, не имеющие отклонений в раннем онтогенезе. Из 703 детей 506 наблюдались проспективно, динамически в течение от 1 г. до 5 лет (406 основной группы и 100 детей группы сравнения). Наряду с изучением параметров соматического здоровья была проведена оценка эмоционально-поведенческого статуса детей по показателям, разработанным на кафедре поликлинической педиатрии ГБОУ ДПО РМАПО.

На первом году жизни отклонения в поведении были отмечены у 71,1% детей. При этом выраженность и частота отклонений в поведении находилась в прямой зависимости от тяжести дизонтогенетических нарушений, количества имеющихся факторов риска. Ведущими в структуре отклонений в этом возрастном периоде явились диссомнические нарушения, т. е. нарушения засыпания, сна – 84.2%. С увеличением тяжести нарушений в раннем онтогенезе, накоплением дизонтогенетических факторов риска достоверно нарастает число детей с нарушениям аппетита (с 26,2% до 52,6%), что указывает на нарушение формирования у ряда детей пищевой доминанты, являющейся ведущей на протяжении всего первого года жизни; увеличивается количество детей с отклонениями в эмоциональном состоянии (малая эмоциональность, неустойчивое, отрицательное эмоциональное состояние — с 34,7% до 65,8%).

В раннем и дошкольном возрасте частота отклонений в поведении детей с неблагополучием в раннем онтогенезе продолжает увеличиваться и достигает 98%, что в 1,5 раза превышает таковую у детей в группе сравнения. Реализация их во многих случаях происходит на фоне минимальной мозговой дисфункции, ухудшения состояния здоровья, формирования хронической соматической патологии.

В группе детей, имеющих дизонтогенетические факторы риска, в 2,8 раза чаще отмечаются нарушения аппетита, в 2 раза проявления двигательной расторможенности и гиперактивности, в 3 раза – патологические привычные действия, в 4,4 раза чаще – фобический синдром. Наибольшее число отклонений в поведении выявляется в раннем возрасте, у детей с 3 лет 1 мес. до 4 лет, а также на 7 г. жизни. Выделенные периоды нарастания поведенческих нарушений совпадают с так называемыми кризисами 3 и 7 лет, принятыми в детской психологии и психиатрии.

Исследования структуры отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей с факторами дизонтогенеза также выявило ее возрастные особенности. В раннем возрасте достоверно чаще, по сравнению с другими возрастными периодами, отмечались нарушения засыпания, сна, аппетита, пищевого поведения, повышенная возбудимость. Неусидчивость, невнимательность наиболее выражены у детей 4-го г. жизни, агрессивность – у детей раннего возраста и на 7-м г. жизни. Число детей, имеющих патологические привычные действия (кусание ногтей, раскачивание, сосание пальца и т.д.) достоверно нарастает к возрасту 6 лет 1 мес.–7 лет, когда они встречаются более чем у половины детей (56,3%). Число детей со страхами достоверно нарастает к 4 г. 1 мес.–5 г., 6 г. 1 мес.–7 г. (соответственно 50% и 52,2%). Жалобы на головную боль, утомляемость в основном предъявляют дети, начиная с 6 лет жизни. Число их нарастает к 7 г. жизни и достигает 39,1%.

Таким образом, с возрастом происходит расширение спектра отклонений в эмоционально- поведенческом статусе детей. Если нарушения засыпания, сна, аппетита, повышенная возбудимость, гиперактивность, соматовегетативные отклонения выражены у детей как раннего, так и дошкольного возраста, то к старшему дошкольному возраста появляются церебрастенические и астенические проявления, значительно нарастают страхи и патологические привычные действия, что соответствует более высокому уровню нервно-психического реагирования.

Учитывая частоту и выраженность отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей с неблагоприятным течением раннего онтогенеза, можно считать, что они являются группой риска по формированию нервно-психических нарушений преимущественно невротического уровня и нуждаются в консультации и, при необходимости, наблюдении невролога, детского психиатра, психолога на протяжении всего раннего и дошкольного возраста.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5200 руб
6800 руб
-24%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
c 22 июня, 6, 20 июля, 3,17,31 августа по субботам в 13.00
ОТ 7900 руб
15800 руб
-50%
Курс по внутреннему ребенку для выпускников
онлайн-тренинг
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
83000 руб
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг