Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Перинатальная психология глазами М.Е. Ланцбург.

В российском профессиональном сообществе психологов в последние годы отмечается заметный рост интереса к вопросам перинатальной психологии и психотерапии, к практическим исследованиями наработкам в этой области. Каково сегодня место перинатальной психологии среди других наук? И почему с каждым годом увеличивается количество желающих получить образование в этой области? Об этом мы попросили рассказать одного из основателей отечественной перинатальной психологии, специалиста, посвятившего изучению этой науки много лет — Ланцбург Марину Евгеньевну

Как вы считаете, какое место в настоящее время среди наук занимает перинатальная психология?

Перинатальная психология сегодня фактически выделилась в отдельную область знаний со своим собственным предметом, которым является развивающаяся система «мать-дитя».

Перинатальная психология изучает психологические аспекты репродуктивной и родительской сферы человека, планирования ребенка, беременности, родов, младенчества. Поэтому сегодня специалисту, работающему в медицинских учреждениях соответствующего профиля (акушерско-гинекологических учреждениях, центрах планирования, детских поликлиниках) уже не достаточно знаний общей и прикладной психологии и основ медицины, ему не обойтись без соответствующей подготовки по перинатальной психологии.

Перинатальная психология, с одной стороны, базируется на таких областях психологии как возрастная психология, клиническая психология и психосоматика,семейная психология, психологическое консультирование, психология личности, с другой стороны, предмет перинатальной психологии тесно вплетен в содержание смежных областей.Пре- и перинатальный период является начальным звеном в развитии человека, отсюда место перинатальной психологии в возрастной психологии и психологии личности.Семейные консультанты неизбежно сталкиваются в работе с проблемами, возникающими в семье в связи с планированием, вынашиванием и рождением ребенка. Ощущение личностной несостоятельности, заниженная самооценка, недоверие к миру — проблемы, с которыми обращаются к личным консультантам, нередко устраняются средствами перинатальной психологии.

Поэтому в какой бы области ни работал специалист, имеющий дело с личностью и семьей, ему всегда пригодятся знания, полученные в курсе перинатальной психологии. О пользе курса говорят и отзывы специалистов смежных профессий: врачей, социальных работников, педагогов, применяющих в совей практике полученную методологию и инструментарий.

Как вы считаете, с чем связано увеличение числа желающих пройти обучение в этой области?

Рост числа желающих пройти обучение вызван рядом причин: увеличением спроса со стороны населения на подготовку будущих родителей, расширением рабочих мест для перинатальных психологов в различных секторах экономики, интересом к данной области со стороны психологов и представителей смежных специальностей.

В начале 90-х годов мне приходилось много писать для родителей в популярных журналах, разъяснять. Когда я начинала свою практику в одном из московских перинатальных центров, занятия посещали несколько женщин, а лет через пять приходилось уже организовывать параллельные группы, чтобы позволить участвовать в занятиях всем желающим. Сегодня Школа для Пап и Мам, старейшие курсы подготовки будущих родителей в Москве, которые я организовала 20 лет назад, принимает беременных за год столько, сколько городская женская консультация. Речь идет о том, что вырос спрос на курсы для родителей. Думаю, что связано это с несколькими причинами: во-первых, в целом улучшилась экономическое положение россиян, и в их поле внимания вошли проблемы второго круга (не связанные с заботой о хлебе насущном), у семьи появилась функция наследования, повысилась ценность института семьи и чувство ответственности за детей. Во-вторых, у родителей возник выбор: вертикальные роды, участие папы, совместное пребывание мамы с ребенком, роды по договору, выбор врача и др. Современные рекомендации относительно техники грудного вскармливания и систем воспитания расходятся с передававшимися из поколения в поколение, еще больше расширил горизонт возможностей интернет. А широкий выбор, как известно, порождает тревогу, люди ищут специалистов и среду, где можно получить экспертную оценку. В мегаполисах сегодня посещение курсов в определенном смысле стало модным. Спрос рождает предложение. Несколько десятков лет назад курсы подготовки, причем преимущественно к домашним родам, возникали стихийно по принципу: «Я родила одного (а еще лучше: двоих, троих, четверых … — количество рожденных детей стало мерилом квалификации специалиста) и теперь буду обучать других» как альтернатива казенной жесткой системе родовспоможения. Сегодня и сама система пошла навстречу веяниям времени и требования родителей возросли – они хотят иметь дело с профессионалами. Я, собственно, уже тогда понимала, что в скором времени будут наблюдаться две тенденции, идущие навстречу друг другу.Первая – смягчение медицины и ее поворот к потребителю, обусловленные, с одной стороны, включением России в международные процессы (в частности в программы ВОЗ) и, с другой, процессами коммерциализации медицины. Вторая тенденция — стремление «духовных акушеров» получить профессиональную подготовку – медицинскую и/или психологическую. Это мы сейчас и наблюдаем.

Наше с Г.Г. Филипповой активное взаимодействие с Министерством здравоохранения в 90-ые – 2000-ые годы (а мы в ту пору являлись членами Координационного совета при Минздраве РФ, авторами ряда информационно-методических документов), подвижническая деятельность специалистов из г. Иванова, и в первую очередь, Г.И. Брехмана, Волгограда, Санкт-Петербурга, создание Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины, способствовали продвижению идеи сотрудничества медиков и психологов. Следствием этого стал выпуск юридических документов, согласно которым в штат женских консультаций и перинатальных центров были введены ставки психологов (см. Приказ № 808н от 2 октября 2009 г. Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи)

Хотя в правовом отношении вопросы трудоустройства психологов в учреждениях акушерско-гинекологического профиля еще не урегулированы, возможности такие у психологов появились. Кроме того, специалисты в области перинатальной психологии востребованы в практических учреждениях социальной сферы, департамента молодежной и семейной политики, образования, в частном и некоммерческом секторах.

В России много гуманитарных и медицинских вузов, медицинских и педагогических колледжей, и в ряде из них наши выпускники осуществляют сегодня сами преподавание перинатальной психологии, ведут научную деятельность, выпускают книги.

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
17,24,31 мая и 7 июня в 20.00 (мск)
12500 руб
Обучающе-супервизионный курс
супервизионный курс
15,22,29 мая, 5 июня в 18.00 (мск)
8500 руб
Онлайн-тренинг «Два крыла родительской заботы»
онлайн-курс
13 мая в 20.00 (мск)
ОТ 1290 руб
1900 руб
-32%
Конфликт с материнством у беременной
вебинар
28 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1190 руб
2100 руб
-43%
Кризис 7 лет и адаптация к школе - вебинар от практика
вебинар
27 апреля в 18.00 (мск)
ОТ 1390 руб
2900 руб
-52%
Психологическая готовность ребенка к школе - вебинар от практика
вебинар
20-21 апреля в 18.00 (мск)
Бесплатно
Современный взгляд на норму и патологию в развитии ребенка. О чем молчат специалисты?
онлайн-курс
15,17,19,24 апреля с 20.00 -22.00 (мск)
ОТ 12800 руб
16800 руб
-24%
Психологическая помощь при ЭКО
дистанционный курс