Я помню, как успокаивала по телефону взволнованную маму, оказавшуюся с младенцем в больнице. Она испугалась, что молоко пропало. Я говорила ей, что это временно, как только она отойдет от стресса, молоко вернется.
Мама может ощущать после выбившего из колеи события, что грудь как будто «опустела», «молоко перегорело». Однако никуда молоко не исчезает. Самая большая ошибка в такой ситуации – браться за смесь. Помочь может только успокоение, направленность мамы на малыша и частое прикладывание.
Со стрессом так же связывают так называемое «бешеное молоко», когда ребенок, поевший молока у беспокойной мамы, становится раздражительным и капризным. На самом деле прямых доказательств перехода гормонов стресса в молоко нет. Грудное молоко не меняется по своему качеству и составу из-за чувства тревоги или паники у матери. И даже если она ест меньше обычного или ее рацион не сбалансирован в периоды стресса, это не оказывает негативного влияния на ребенка.
И всё-таки поведение ребенка может меняться, когда мама в тревоге или депрессии, вплоть до отказа от груди. С чем это связано? Доказано, что стресс не влияет на образование грудного молока. Однако переживание мамой шока и напряжения снижает выработку окситоцина. Это замедляет отток молока из груди, и малыш может остаться ни с чем. В этой ситуации есть только один выход - постепенно успокоить себя, расслабиться и настроиться на получение удовольствия от контакта с ребенком. И приложить его к груди, еще и еще раз. Окситоцин – гормон неги, ласки. Эмоционально включаясь во взаимодействие, мама изменяет соотношение гормонов стресса (кортизола и адреналина) и окситоцина. Выработка первых уменьшится, а второго увеличится, что позитивно сказывается на ее эмоциональном состоянии и поддержании грудного вскармливания.
Существенно влияет на эмоциональное состояние ребенка характер взаимодействия с ним матери во время ГВ. Если мама поглощена негативными переживаниями и не включена в ребенка, у него изменяется соотношение процессов активации и успокоения, он становится беспокойным или равнодушным и может отказаться от груди. При длительном напряжении у матери нарушается формирование привязанности к ней у ребенка (Schulkin J , 1999 И. А. Тишевской, Р. Ж. Мухамедрахимов, 2011). А у матери формируются негативные образы себя и ребенка во взаимодействии.
На вебинаре «Психологические аспекты грудного вскармливания» я дам диагностические показатели, по которым оценивается характер взаимодействия матери с ребенком во время ГВ. Я расскажу о факторах кормления, обеспечивающих психологический комфорт ребенка и о психологических условиях, обеспечивающих успех ГВ, Я отвечу на волнующий многих вопрос об эволюционных, психофизиологических и психологических обоснованиях продолжительности грудного вскармливания. Мы рассмотрим, как отражается на характере ГВ динамика диадических отношений на протяжении раннего детства: от рождения до трех лет. Мы остановимся на расстройствах пищевого поведения, берущих начало в характере взаимодействия матери с ребенком при вскармливании и поговорим о влиянии ГВ на поведение ребенка в условиях военных действий.
В своей профессиональной деятельности я наблюдала, как рекомендации известных практик увеличения лактации не только не влияли на сохранение ГВ, но имело прямо противоположный эффект. Это происходило из-за того, что консультант совершал психологические ошибки. Настоящую пользу маме и ребенку приносит сочетание компетенций: грамотное общение с мамой + понимание психологических и физиологических основ ГВ + владение навыками налаживания ГВ и преодоления трудностей. Учет разнообразных психологических аспектов ГВ – необходимое условие успешного взаимодействия специалиста с кормящей мамой.
Психологические аспекты грудного вскармливания - руководство для специалистов