Завгородняя И.В. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов, 2020.
Аннотация. В статье рассматриваются основные линии исторического развития перинатального консультирования и психотерапии в зарубежной̆ и отечественной̆ психологии. Раскрывается сущность психологической̆ модели перинатальной̆ психотерапии. Выделяется специфика «мишеней̆» перинатальной̆ психотерапии при работе с беременными и с лицами на разных этапах онтогенеза. Прослеживаются современные тенденции развития перинатального консультирования и психотерапии в России.
Ключевые слова: перинатальное консультирование, перинатальная психотерапия, психологическая модель психотерапии, «мишени» перинатального консультирования и психотерапии.
Перинатальная психология, зародившись в начале XX века за рубежом и в середине XX века в России, является сравнительно молодой областью психологической теории и практики. Однако в последнее время интерес к данной отрасли значительно возрастает в связи с расширением запроса на психологическую работу с нарушениями репродуктивного здоровья мужчин и женщин, формирование осознанного родительства и повышение психологической готовности к нему, установление детско-родительских отношений в период раннего развития ребенка, уменьшение перинатальных травм для гармоничного развития личности и др.
Традиционно, анализируя путь развития перинатального консультирования и психотерапии, авторы обращаются преимущественно к зарубежным исследователям. Одним из первых перинатальных психотерапевтов является австрийский психоаналитик О. Ранк. Он, начиная с 1924 г. считал основной задачей психотерапии перевод воспоминаний о травме рождения в сознание и понимание того, что отделение ребенка от матери – неизбежный процесс психического развития. Взгляды О. Ранка разделял венгерский психоаналитик Ш. Ференци и швейцарский психоаналитик Г.Х. Грабер, использовавшие идеи О. Ранка в психотерапевтическом процессе.
В 1949 г. венгерскиий психоаналитик Н. Фодор развивает идею о том, что пренатальный опыт является основой многих невротических симптомов, проявляющихся во взрослом возрасте. В 1953 г. врач Л. Зонтаг подчеркнул, что стрессы во время беременности могут провоцировать токсикоз, выкидыши, а также приводить к развитию невротического состояния у новорожденного ребенка. В 1970 г. австралийский врач Г. Фаррант исследовал опыт пренатальных событий, запечатленный в теле человека, выделив клеточную память у внутриутробного ребенка.
В период 1970–1980-х гг., используя схожие методы, работая в разных странах, Ф. Лэйк, С. Гроф и А. Кафкалидес пришли к выводу о наличии внутриутробной памяти у человека и о влиянии перинатального опыта на его последующую жизнь, в том числе и как причина психопатологических проявлений.
Канадский психолог Т. Верни в 90-е гг. XX века продемонстрировал на основе экспериментального подтверждения, что внутриутробный ребенок обладает пренатальной памятью и памятью рождения. Автор подчеркивал, что перинатальный опыт формирует личность, определяя ее будущие мотивы, цели и ожидания. Исследования в этот период американского психотерапевта Д. Чемберлена с применением гипноза и ребефинга доказали наличие у человека памяти рождения.
Работы зарубежных психологов, психотерапевтов способствовали появлению устойчивого интереса к внутриутробному периоду как к начальному этапу формирования личности, и продемонстрировали возможности перинатальной психотерапии для гармонизации дальнейшей жизни человека.
В нашей стране внимание психологическому сопровождению беременности и психопрофилактической подготовке к родам стало уделяться в 50–60-е годы XX века в работах психиатра, психотерапевта И.З. Вельвовского, разработавшего метод профилактической подготовки к родам. В 1957 г. отечественным физиологом И.А. Аршавским было введено понятие «гестационная доминанта», позволившее с физиологической точки зрения объяснить психологические изменения периода беременности.
В 70-е годы XX века благодаря работам А.И. Брусиловского, А.И. Захарова, Г.И. Брехмана и др., внутриутробный период приобрел значимость для понимания развития личности и ее отклонений, стал учитываться в психотерапевтическом процессе. Исследования А.И. Брусиловского поставили перед научной общественностью вопрос о наличии или отсутствии психической жизни внутриутробного ребенка. А.И. Захаров подчеркивал закрепление травмирующего перинатального опыта в эмоциональной памяти ребенка и его возникновение в виде страхов в ассоциативно воспринимаемых жизненных обстоятельствах, что стало использоваться в психотерапии. Работы Г.И. Брехмана показали, что все, получаемое ребенком до рождения, определяет стиль его мышления, эмоциональные проявления, образ поведения в течение последующей жизни, бесспорно, с поправками на то, что ребенок приобретет еще и в процессе воспитания.
Начиная с 90-х гг. XX века, отдельное внимание российских психологов привлекли проблемы репродукции, прежде всего в области применения вспомогательных репродуктивных технологий. Благодаря этому психосоматический механизм репродуктивных заболеваний стал включаться в психотерапевтический процесс.
В современных условиях, учитывая запросы практики, работа психолога может осуществляться в виде перинатального консультирования или в виде перинатальной психотерапии. Их отличия традиционно заключаются в следующих аспектах:
1) перинатальная психотерапия работает в большей степени с иррациональными и неосознаваемыми сторонами психической жизни человека, а не с ее сознательными проявлениями как консультирование;
2) перинатальная психотерапия преимущественно ориентирована на психологическую коррекцию, нежели на профессиональный анализ проблемы и получение рекомендаций практических действий как при консультировании;
3) перинатальная психотерапия достаточно длительна (может быть краткосрочной – от 10 до 30 встреч, и долгосрочной – от 100 до 400 сеансов) в отличие от консультирования, которое может включать одну или несколько встреч.
Перинатальная психотерапия была утверждена в качестве самостоятельной модальности (направления науки и практики) в России 2007 г.. При осуществлении перинатальной психотерапии речь идет об осуществлении ее психологической модели, без претензии на реализацию медицинской модели. Это снимает существующее противоречие между медицинскими и психологическими специалистами по вопросу разделения сфер профессиональной деятельности и доступности осуществления психотерапии психологами.
Психологическая модель перинатальной психотерапии ориентирована на помощь психически здоровым людям, которые обладают сохранным сознанием и самосознанием, критичностью к своему состоянию, могут нести ответственность за свои решения и действия.
Однако, как справедливо отмечает И.В. Добряков, перинатальный психолог должен обладать достаточной квалификацией, позволяющей ему выявить нервно-психические нарушения, провести психокоррекционную работу или замотивировать клиента на обращение к психотерапевту. В рамках психологической модели перинатальной психотерапии не предполагается использование медикаментозных препаратов. Психолог не использует нозологию, не ставит диагнозы, опираясь при выявлении и интерпретации проблемы на основные положения психологического направления, которого он придерживается.
Противопоказаний к применению перинатальной психотерапии не наблюдается. Однако практически выявлена необходимость ограничения применения суггестивных, психодраматических и глубинных техник при работе с диадой, особенно в период беременности, поскольку это может повлиять на состояние беременной женщины и внутриутробного ребенка.
Последнее обстоятельство определяет специфику перинатальной психотерапии, заключающейся в том, что, имея общие основания, она по-разному осуществляется при работе с беременными (диадой) и при работе с отдельной личностью. Существует две основные трактовки перинатальной психотерапии. В узком смысле перинатальная психотерапия – система лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организм женщины и ребенка (И.В. Добряков). В широком смысле перинатальная психотерапия – система психического (психологического) воздействия, осуществляемая на разных этапах развития личности с целью оптимизации и коррекции базовых личностных образований (внутренней модели Я–Мир, объектных отношений, качества привязанности, содержания репродуктивной сферы) (Г.Г. Филиппова).
Исходя из представленных трактовок, перинатальное консультирование и психотерапия приобретают разные «мишени» работы в зависимости от того, осуществляется психологическое взаимодействие с беременной женщиной как представителем диады или с отдельной личностью на разных этапах онтогенеза.
Основной целью перинатального консультирования и психотерапии беременной женщины (фактически диады) является оптимизация условий внутриутробного и раннего развития ребенка. Следовательно, в этом случае «мишенями» психологической работы становятся: гармонизация психоэмоционального состояния беременной женщины, анализ ее отношений со значимыми для нее объектами, внимание к имеющимся тревогам и страхам с поиском имеющихся ресурсов для их преодоления, формирование материнской идентичности и перестойка жизненных приоритетов, построение адекватного образа ребенка, подготовка семейной системы к появлению нового члена семьи. При работе с беременными женщинами предпочтение отдается неглубинным краткосрочным психотерапевтическим методикам или консультативным методам, поскольку психофизиологическое состояние в период беременности достаточно динамично и не позволяет фиксироваться на конкретном психологическом содержании.
Основной целью перинатального консультирования и психотерапии отдельной личности на разных этапах онтогенеза выступает выявление и разрешение проблем, имеющих диадическое происхождение и связанных с нарушением перинатального периода онтогенеза. Соответственно, «мишени» психологической работы могут быть следующими: существующий в психике клиента ранний опыт, особенности собственных детскородительских взаимоотношений, неосознаваемые ранние интроекты, анализ состояния «внутреннего ребенка» и общей структуры личности, сепарация от родительских фигур, имеющиеся внутриличностные конфликты, адекватность идентичности, увеличение уверенности в себе и доверия к себе, анализ личностного смысла материнства и отцовства.
В настоящее время можно проследить следующие тенденции развития перинатального консультирования и психотерапии в России:
1) необходимость реализации комплексного подхода к перинатальным проблемам, предполагающего ориентацию на базовые положения психодинамического, экзистенциального и гуманистического направлений психологии, поскольку неотъемлемым в процессе работы является обращение к глубинным и смысловым основам психики человека;
2) повышение актуальности работы с перинатальными проблемами взрослых клиентов, предполагающей анализ личностных проблем, связанных с нарушением перинатального периода онтогенеза и диадических отношений. Последнее, как правило, приводит к искажениям базовой позиции Я–Мир, возникновению психосоматических проблем, трудностей в партнерских и детско-родительских отношениях;
3) расширение областей деятельности перинатальных психологов приводит к специализации с выделением преимущественной области психологических проблем, в которой осуществляется работа конкретным специалистом. Существует специфика деятельности в различных сферах: психологическая подготовка к родам и родительству в целом, сопровождение при нарушениях репродуктивного здоровья и применении вспомогательных репродуктивных технологий, работа в ситуации перинатальных утрат, предабортное и постабортное консультирование; сопровождение в послеродовом периоде при установлении детско-родительских отношений с недоношенными детьми и т.п.
4) осуществляется дифференциация методов и приемов практической деятельности перинатальных психологов с разными группами клиентов, что становится основанием для различения перинатальной психотерапии взрослых, детей и беременных. В связи с этим возрастает профессиональная потребность в разработке психотерапевтических моделей, адекватных работе с каждой из групп клиентов;
5) увеличение спектра применяемых научно обоснованных методов и методик практической работы перинатальных психологов при одновременном распространении популярных квазипсихологических форм работы, что иногда дискредитирует деятельность профессиональных психологов;
6) расширение сферы взаимодествия между специалистами-смежниками (перинатальными психологами, психотерапевтами, акушерами-гинекологами, репродуктологами, неонатологами);
7) востребованность научно-популярной литературы по вопросам детско-родительских отношений, влияния раннего детского опыта на развитие личности и последующую жизнь человека.
Литература
1. Брехман, Г.И. Эмоциональная жизнь плода: от смутных догадок к научным исследованиям / Г.И. Брехман. – «Жiночий Лiкар». – 2011. – № 2. – С. 10–15.
2. Добряков, И.В. Перинатальная психология – новый раздел клинической (медицинской) психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16).
3. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 144 с.
4. Филиппова, Г.Г. Перинатальная психология: взгляд с порога третьего тысячелетия / Г.Г. Филиппова // Журнал практического психолога. – 2018. – № 2. – С. 6–15.
5. Филиппова, Г.Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности на Комитет модальности ОППЛ (16 декабря 2006г., г. Москва), Девятый съезд ОППЛ и Четвертый Паназиатский конгресс «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен» (17-20 мая 2007 г., г. Екатеринбург) / Г.Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 2. – С.