Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Соотношение генетических и средовых факторов в формировании привязанности

Ланцбург М.Е.- канд. биол. наук, психолог, психотерапевт, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства

Генетика привязанности предполагает, что как генетическая предрасположенность, так и факторы окружающей среды влияют на стили привязанности, причем генетика играет большую роль во взрослом возрасте, чем в детстве. 

В детстве унаследованные черты взаимодействуют с опытом общения ребенка со взрослыми, и так развивается  способность человека формировать привязанность и выстраивать отношения на протяжении всей жизни.
Гены не гарантируют определенный тип привязанности, а скорее создают биологический «климат», который влияет на тенденции в отношениях. 

Роль генетики определяющая в таких личностных чертах, как темперамент, эмоциональная чувствительность и стрессоустойчивость, которые, в свою очередь, могут оказывать влияние на модели привязанности. 

Исследователи изучали участие генов, связанных с окситоцином, дофамином, серотонином и нейротрофическим фактором мозга (BDNF), в формировании привязанности у взрослых. Выявлено, что  один тип полиморфизма гена, кодирующего D2 дофаминовые рецепторы, был связан с тревожным типом привязанности, в то время как в гене 5-НТ2А рецепторов серотонина он связан с избегающим типом (1)  Это говорит о том, что качество надёжности привязанности не определяется исключительно материнским отношением (2).  

Были получены данные о соотношении факторов генетики и среды  В исследования большой выборки близнецов старшего возраста (N = 1377 близнецов; 678 пар; средний возраст = 70,40 лет, стандартное отклонение = 5,42) участники сообщали как о своих общих стилях привязанности, так и о привязанности, специфичной для отношений со своими матерями, отцами, партнерами и лучшими друзьями. 

Результаты показывают, что стили привязанности частично наследуются (∼36%) и частично объясняются факторами окружающей среды, которые не являются общими для близнецов (∼64%). Оценки наследуемости были несколько выше для стилей привязанности, специфичных для родителей (∼51%), в то время как необщие факторы окружающей среды объясняют большую долю в различии стилей привязанности, специфичных для партнера и лучшего друга (3).   

Решающее значение для формирования качества привязанности имеет взаимодействие между генетической предрасположенностью и факторами окружающей среды. Например, человек с генетической предрасположенностью к повышенной тревожности может быть более склонен к развитию тревожного стиля привязанности, если в детстве он не получал надежной поддержки. На способности к регуляции стресса влияют как генетические фактор, так и качество ухода в младенчестве и детстве (4).
Эпигенетические механизмы, которые изменяют экспрессию генов, не изменяя при этом базовую последовательность ДНК, также могут играть роль в том, как окружающая среда влияет на стили привязанности.

Обучающий курс “Диагностика нарушений привязанности”

Полное расписание для специалистов

Библиография
Gillath O., Shaver P. R., Baek J. M., Chun D. S. Genetic correlates of adult attachment style (англ.) // Personality and Social Psychology Bulletin: journal. — 2008. — October (vol. 34, no. 10). — P. 1396—1405.  
 

Belsky J, Pasco Fearon RM (2008). Precursors of Attachment Security. In Cassidy J, Shaver PR (ed.). Handbook of Attachment: Theory, Research and Clinical Applications. New York and London: Guilford Press. pp. 295–316 
 

Keely A Dugan  et al. Genetic and environmental contributions to adult attachment styles: Evidence from the Minnesota Twin Registry // Journal of Social and Personal Relationships - 2025 Mar;128(3):639-669.
 

Guy Bosmans et al. A learning theory of attachment: Unraveling the black box of attachment development Guy // Neuroscience & Biobehavioral Reviews.-Volume 113, June 2020, Pages 287-298   .

 

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
с 15 февраля - 24 мая (15 онлайн-встреч по воскресеньям в 16.00 мск)
ОТ 24900 руб
35900 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг из 15 встреч
с 9 февраля - 23 апреля (по пон и чт в 19.00)
ОТ 69000 руб
99000 руб
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс из 18 вебинаров (2.5 месяца)
с 1 февраля - 31 декабря 2026 г.
ОТ 22900 руб
32900 руб
Интенсив для НЕидеальных родителей
терапевтический интенсив для родителей
сдвинут на 20 января - 31 декабря 2026 г.
33000 руб
Предварительная запись на интенсив для НЕидеальных родителей
терапевтический интенсив для родителей