Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. — М.: Изд-во УРАО, 2005 С.38 — 41
Автор:
Добряков И.В.
Последние десятилетия ознаменованы большим интересом к вопросам перинатальной медицины. Следует отметить, что формированию целостных представлений о сложнейших механизмах различных аспектов репродуктивной функции человека препятствуют дефинитивные барьеры и отсутствие общего естественно-гуманитарного подхода. В связи с этим представляется актуальной попытка уточнения определений, выделения отдельных направлений перинатальной психологии, предмета их исследования. Основным понятием, разные толкования которого во многом определяют объем и характер проводимых в области перинатальной медицины исследований и клинической работы, является перuнатальный период. Традиционно считается, что «перинатальный период — период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного» [17].
Если строго руководствоваться этим определением, то поле внимания исследователей будет значительно суженным, а объектами изучения окажутся только плод, а затем новорожденный. G.J. Craig считает, что перинатология — «новая ветвь медицины» — «рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения» [10]. Таким образом, он расширяет рамки понятия «перинатальный», что согласуется и с этимологией слова: греческая приставка peri- означает «расположение вокруг», «при чем-либо», а латинское пatus - «рождение» [17]. Но в то же время, считая, что предметом изучения перинатологии являются «здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный период, роды и первые месяцы постнатального периода», G.J. Craig традиционно подходит к изучению онтогенеза ребенка «в отрыве от специфики формирующей его среды, т.е. вне контакта с матерью и вне динамики преобразований, одновременно имеющих место в организме матери"[10]. Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения, связанное с ним. Многие психологи, врачи практически так и делают. Такое толкование слова «перинатальный» позволяет инициировать в рамках перинатальной психологии не только изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов, происходящих в системах «мать-дитя», «семья, ожидающая рождения ребенка», «семья новорожденного» и др. Подобные исследования имеют огромное теоретическое и прикладное значение.
Очевидно, что дальнейшее полноценное развитие перинатологии возможно лишь при условии формирования методологии междисциплинарных связей, обеспечивающих интеграцию соответствующих биологических, психологических и социальных направлений исследований. В нашей стране отмечалось явное превалирование развития физиологического, патофизиологического, эндокринологического, неонатологического, генетического, акушерско-гинекологического, биохимического направлений. Исследований в области перинатальной психологии значительно меньше, хотя в последнее время отмечается их заметный рост. Отдельные работы [2; 3; 5; 6; 7; 11; 13; 15; 18; 19; 20 и др.] посвящены психотерапевтической помощи беременным женщинам, семьям, ожидающим ребенка, семьям новорожденных. Однако ни беременные женщины, ни, к сожалению, гинекологи и терапевты, наблюдающие их, не знают показаний обращения к психотерапевту. В женских консультациях, родильных домах не предусмотрено получение пациентками психотерапевтической помощи. Нередко эти учреждения сотрудничают с психологами, но задачи последних сводятся к участию в подготовке женщин к родам. Диагностикой нервно-психических расстройств и психотерапией они, как правило, не занимаются. В результате лишь единицы из тех, кому это необходимо, получают психотерапевтическую помощь. Это удивительно, так как общепризнанно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психического здоровья"[9]. Жалобы беременных невротического характера либо объясняются «положением» женщины и игнорируются, либо приводят к назначению симптоматической медикаментозной терапии. Известно, что 35% женщин во время беременности принимают психотропные препараты [там же], а ведь оценка по критериям FDA доказывает, что абсолютно безопасных психотропных препаратов не существует. Как справедливо отмечает G.J. Craig, даже «если установлено, что данное лекарство совершенно безвредно для взрослой женщины, это еще не означает, что оно также безвредно для крошечного развивающегося организма, который во всем зависит от матери и живет в создаваемой ею среде» [10].
В первом триместре беременности прием наиболее часто используемых бензодиазепинов увеличивает вероятность возникновения волчьей «пасти» и «заячьей губы» [9; 16]. Рекомендуемое порой с целью снижения токсического действия на плод сокращение времени проведения курса лечения бензодиазепинами либо не достигает терапевтической цели вообще, либо эффект его нестоек. Депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести встречаются у 10–18% беременных женщин [9]. Применение наиболее распространенных трициклических антидепрессантов в первом триместре может оказывать тератогенное действие, а в более поздние сроки нередко приводит к нарушениям дыхания и сердечно-сосудистой системы, к повышению мышечного тонуса у новорожденных. Раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение психотерапии позволят значительно снизить количество назначаемых препаратов или вообще обойтись без них.
Психотерапия — это лечебное воздействие на психику и через психику на организм больного [8]. Исходя из этого определения, под перинатальной психотерапией следует понuмaть систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организм женщины и ребенка.
Кроме того, еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Мотивы желания иметь ребенка разнообразны. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за новорожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому. Основными задачами перинатальной психотерапии являются: предупреждение отклонений в развитии систем «беременная-плод-будущий отец», а затем «мать-дитя-отец» или раннее их выявление; разработка методов целенаправленных лечебных воздействий психологическими средствами на эти системы для упорядочения их деятельности.
Перинатальной психотерапией могут заниматься врачи и психологи, придерживающиеся различных взглядов, представители динамического, когнитивно-поведенческого, экзистенциально-гуманистического направлений. Обязательным условием, которому они должны соответствовать, является прохождение специального обучения и достаточно высокая квалификация.
Перинатальные психотерапевты могут применять различные формы психотерапии: индивидуальную, групповую, семейную, однако особое место должно принадлежать семейной. О «неизбежном семейном кризисе», связанном с рождением ребенка, писала О. Pines [14]. С.А. Whitaker отмечал, что все трудности семейной жизни «отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года» [4]. S.Minuchin предупреждал, что появление ребенка означает появление в семье новой диссипативной структуры, что влечет за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи [12]. Таким образом, перинатальную психотерапию необходимо развивать. Необходимы организационные мероприятия, благодаря которым беременные женщины, семьи, ожидающие рождения ребенка, могли бы получать квалифицированную психотерапевтическую помощь.
Перинатальная психотерапия должна занять соответствующее ее значимости место в перинатальной медицине.
Литература