Ланцбург М.Е.- канд. биол. наук, психолог, психотерапевт, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства
Раннее выявление осложнений беременности является приоритетом в акушерстве. В 1970-х годах прошлого века Джорджем Энгелем была предложена биопсихосоциальная модель (сокращённо «БПСМ») для диагностики и лечения заболеваний. Согласно этой модели, в развитии какого-либо расстройства у человека играют важную роль биологические (генетические, анатомические, физиологические, биохимические и др.), психологические ( мышление, эмоции и поведение человека) и социальные факторы (межличностные отношения и поддержка, культурные особенности и социально-экономические условия).
Особый интерес представляют исследования беременности, основанные на БПСМ (1)
Такие психические состояния, как депрессия и тревожность могут влиять как на мать, так и на развивающийся плод, приводя к неблагоприятным последствиям. Стресс, тревожность и депрессия во время беременности связаны с такими осложнениями, как преждевременные роды, низкий вес при рождении и другими (2, 3, 4).
В то же время такие факторы, как устойчивость и конструктивные стратегии совладания улучшают адаптивные физиологические и эмоциональные реакции на стрессоры (5, 6)
В марте 2021 года в Journal of Personalized Medicine опубликована статья David Ramiro-Cortijo et al. «Психологические и биологические факторы матери, связанные с осложнениями беременности» (7), в которой отражены результаты лонгитюдного исследования 182 здоровых беременных женщин, находящихся на среднем-высоком социально-экономическом уровне. 67,5% из них имели магистерскую степень, остальные — степень бакалавра. У 67% имелся партнер, и он был трудоустроен. 86,2% женщин работали в период исследования. 74,1% зарабатывали более 2000 евро в месяц.
В исследовании рассматривались материнские характеристики: возраст женщины, срок гестации, беременность двойней, ВРТ, а также пол младенца. Осложнения беременности включали задержку развития плода и преждевременные роды. В первом триместре измерялся уровень мелатонина и кортизола материнской плазме.
В исследовании не были обнаружено статистических различий между женщинами с осложнениями беременности и без них ни по одному из проанализированных социально-экономических параметров, в том числе по потреблению алкоголя или табака. Не было обнаружено никаких различий по полу младенца и возрасту матери. Группа женщин с осложнениями беременности показала значительно более высокий уровень использования ВРТ, беременностей двойней и преждевременных родов по сравнению с женщинами без осложнений.
В каждом триместре беременности женщинам предлагалось ответить на психологические опросники на 9–11 неделе (первый триместр), 24–25 неделе (второй триместр) и 36 неделе (третий триместр). В батарею психологических методик были включены следующие тесты:
1. Шкала позитивного и негативного аффекта (PANAS),
2. Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (HADS),
3. Авторская шкала опасений, связанных с беременностью, была разработана в соответствии с моделью текущих опасений Э. Клингера и была нацелена на оценку конкретных страхов, возникающих в процессе беременности. Этот тест содержал 10 пунктов и шкалу ответов от нуля (нет) до трех (очень). Шкалы были специально разработаны для этого исследования и включали в себя опасения по поводу здоровья новорожденного, влияния лекарств на плод, времени родов, медицинского вмешательства в родах, образа тела после родов, проблем с партнером и экономических трудностей.
4. Тест жизненной ориентации, оценивающий уровень оптимизма Scheier, M. F., Carver, C. S., & Bridges, M. W. (1994). Использовалась шкала из пяти пунктов с ответами от «полностью согласен» (1) до «полностью не согласен» (5). Вот несколько примеров пунктов: «Я всегда оптимистично настроен относительно своего будущего» и «Я обычно думаю, что дела идут не так».
5. Шкала резильентности (устойчивости) оценивала способность справляться с ежедневными трудностями/проблемами. Использовалась короткая шкала из шести пунктов с ответами от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». Некоторые пункты шкалы были «В любой ситуации я могу быть эффективным» и «Когда я верю в себя, я могу пережить трудные времена».
6. Шкала удовлетворенности жизнью с ответами от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен».Данная шкала содержала следующие 5 пунктов:
1) В основном моя жизнь близка к идеалу.
2) Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны.
3) Я полностью удовлетворена моей жизнью.
4) У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно.
5) Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил всё как есть.
7. Шкала субъективного баланса работы и личной жизни.
Конфликт между работой и личной жизнью - форма межролевого конфликта, который возникает, когда рабочие требования затрудняют выполнение семейных обязанностей и наоборот. Напряжение от совмещения нескольких ролей может приводить к эмоциональному выгоранию, тревожности и депрессии, проблемам физического и психического здоровья. Конфликт между этими двумя сферами может указывать на генерализованный психологический стресс. Шкала состоит из 6 пунктов с ответом от нуля (никогда) до трех (всегда). Примеры пунктов включали: «Требования моей работы мешали моей домашней и семейной жизни» и «Количество времени, которое занимает моя работа, затрудняет выполнение семейных обязанностей».
Исследование выявило, что осложнения у матерей были связаны с таким биохимическим фактором как низкий уровень мелатонина, а в психологическом контексте - с удовлетворенностью жизнью. Осложнения у плода оказались связанными с высоким уровнем кортизола, а также тревожностью матери и конфликтами между работой и личной жизнью.
Исследователи пришли к выводу, что психологические факторы влияют на исходы беременности в связи с изменениями мелатонина и кортизола. Высокие уровни материнского мелатонина и удовлетворенности жизнью могут быть потенциальными защитными факторами против развития материнских осложнений во время беременности. Низкий уровень тревожности и кортизола, а также устранение конфликтов между работой и личной жизнью могут предотвратить осложнения у плода
Материнское психологическое здоровье является важной сферой, которая напрямую влияет, и ее необходимо учитывать для профилактической политики в области акушерства.
Эти исследование раскрывают влияние психологического здоровья матери во время беременности на ее исход для женщины и ребенка и подчеркивают необходимость учитывать его в профилактической работе в области акушерства.
Литература
1. Dunkel Schetter C. Psychological science on pregnancy: stress processes, biopsychosocial models, and emerging research issues. Annual Review of Psycholojy. 2010;62:531–558.
2. Christine Dunkel Schetter , Lynlee Tanner Anxiety, depression and stress in pregnancy: implications for mothers, children, research, and practice Current Opinion in Psychiatry 25(2):p 141-148, March 2012
3. Sahbanathul Missiriya Jalal 1,*, Saad Hamoud Alsebeiy 1,2, Nuriya Mousa Jafar Alshealah Stress, Anxiety, and Depression During Pregnancy: A Survey Among Antenatal Women Attending Primary Health Centers Healthcare (Basel) 2024 Nov 7;12(22):2227
4. Sarah Araji et al. An Overview of Maternal Anxiety During Pregnancy and the Post-Partum Period Journal of Mental Health & Clinical Psychology 2020 November 30
5. Epel, E.S.; McEwen, B.S.; Ickovics, J.R. Embodying psychological thriving: Physical thriving in response to stress. J. Soc. Issues 1998, 54, 301–322
6. Carver, C.S.; Scheier, M.F.; Segerstrom, S.C. Optimism. Clin. Psychol. Rev. 2010, 30, 879–889.
7. David Ramiro-Cortijo et al. Maternal Psychological and Biological Factors Associated to Gestational Complications Journal of Personalized Medicine, 2021 Mar 5;11(3):183
Психологическое сопровождение осложнений беременности
Расписание программ для специалистов
-