Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

АБОРТ, ПАС и ПТСР

Лет 50 назад аборт, по сути, заменял  собой средства контрацепции: забеременеешь и не хочешь ребенка? Без проблем – иди в кабинет гинеколога. На чувства женщины, делающий аборт, внимания не обращали. В начале 80-х годов заговорили о Постабортном синдроме (ПАС). Психотерапевты, врачи, психологи стали изучать его проявления. Постепенно знание о ПАС распространялось, появились программы реабилитации женщин с ПАС. Аборт стали рассматривать как травму, а ПАС как ПТСР. 

Понимание аборта как травматического события стало важной вехой на пути гуманизации отношения к женщине. Вместо игнорирования переживаний несостоявшейся матери, вместо обвинения её в убийстве ребенка, общество, и прежде всего, представители помогающих профессий развернулись к ней лицом в готовности услышать и контейнировать её эмоции и оказать поддержку в проживании горя утраты.

Некоторые полагают, однако, что любой аборт сопровождается постабортным синдромом (ПАС), имеющим признаки ПТСР.  А это значит, что любая  женщина, сделавшая аборт, испытывает чувство вины, проявления тревоги и депрессии, флешбэки, кошмарные сновидения, навязчивые мысли, синдром годовщины, эмоциональное избегание.

Я не вижу этого так. Анна Спегхард, известная исследовательница ПАС, считает, что реакция отрицания у женщин, сделавших аборт, базируется на непринятии реальности смерти своего ребенка. Я полагаю, что женщина не  рассматривающая эмбрион как ребенка, не имеющая ни ценности ребенка, ни потребности в нём, с большой вероятностью не будет испытывать ПАС. Если она не придерживается стойких убеждений относительно ценности деторождения и не окружена средой, где аборт рассматривается как детоубийство, она может не воспринимать аборт как травму. Она может переживать как травму предательство любимого мужчины, который не захотел иметь от неё детей, и эта утрата будет для неё куда как болезненней, чем мысли о ребенке.

Аборт переживается индивидуально в зависимости от того, что чувствовала женщина в беременности. А ее переживания могут относиться к ребенку, к отцу ребенка, затрагивать ее идентичность или ее взаимоотношения с окружающими. Аборт может восприниматься как совокупность утрат и травма, а, может, как облегчение.

Для одной и той же женщины  один  аборт может восприниматься как трагическое событие, а другой как нечто малозначимое. Например, если в это время ее материнская сфера была полностью удовлетворена, и она жила заботой о других малышах, о грудничке, или была поглощена  интересной  конкурирующей деятельностью.  Имеет значение и срок аборта и другие факторы. Мы работаем с субъективной  реальностью конкретного человека. Наше дело не подходить к клиентке со сложившемся собственным  отношением к аборту (независимо от того, какое оно),  а помочь ей разобраться вс её чувствами, в том, какое значении это событие имеет для неё в настоящий момент и может иметь в дальнейшем. Мы не будем работать с ПАС тогда, когда его симптомы не наблюдаются, и убеждать женщину, что она непременно должна испытать горе.

Вспомним, что и ПТСР развивается не у всех, переживших чрезвычайную ситуацию,  острую реакцию на травму дают 80%  людей. И если им вовремя оказана помощь, то большая их часть не выйдет затем в ПТСР,

Переживание ПАС может случиться позже, прийти через несколько десятилетий вместе с новыми ценностями и потребностями, в которые теперь включен ребенок, И тогда она придет к нам, и мы будем помогать ей пережить отсроченное горевание.

Что до рисков, то без сомнения, лучше пройти по жизни, не делая абортов. И в этом значение профилактической работы с детьми и школьниками, осознанное планирование желанного ребенка.

Задача психолога – быть внимательным к конкретной женщине, уметь диагностировать её состояние разными методами, в том числе косвенными, проективными. Отметив проявления горя - оказать ей поддержку. Но когда мы видим нейтральное отношение женщины к сделанному аборту, у нас нет задачи убеждать её в том, что она испытала травму и индуцировать переживание ею утраты.

Ланцбург Марина Евгеньевна - кандидат биологических наук, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства, перинатальный психолог, психотерапевт,

Психологическое консультирование в ситуации  аборта

Полное расписание для специалистов

Курс повышения квалификации “Основы перинатальной психологии  психологии родительства”

 Телеграм-канал для специалистов

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
открыта предзапись на февраль-март
Бесплатно
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 25 февраля - 13 мая по вторникам в 19.00 (мск)
Бесплатно
Работа с психологической травмой: практические навыки (для специалистов)
онлайн-курс, 36 ак.часов
24 и 26 февраля в 20.00 (мск)
ОТ 3990 руб
5200 руб
-23%
Диагностика нарушений привязанности со стороны родителей к детям и пути ее формирования: от третьего триместра беременности до трех лет
дистанционный курс
с 15 февраля - 24 мая по субботам в 14.00 (мск)
50000 руб
-%
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг