В медийном пространстве о конфликте беременных с материнством пишут редко и с осуждающей интонацией. Это явление кажется неестественным и ненормальным.
Между тем в психоанализе, психологии и психиатрии оно изучается более полувека. Согласно изложенным ниже данным, частота встречаемости конфликта с материнством у беременных встречается в четверти - половине всех исследованных случаев. Наличие конфликта значимо увеличивает частоту невынашивания беременности, преждевременные родов и низкого уровня готовности к материнству после рождения ребенка.
Первыми заговорили о конфликте интересов беременной и ребенка психоаналитики (см.обзор Карпачвой М.В.(1)) . Динора Пайнз, наблюдая своих пациенток, пришла к выводу, что на сознательном уровне женщина может забеременеть, чтобы иметь ребенка, но ее бессознательное амбивалентное отношение к своей беременности при этом может проявиться в виде выкидыша или недоношенной беременности. (2). По мнению К.Хорни (3) такую патологию как преждевременные роды нельзя объяснить только физиологическими и химическими изменениями, происходящими во время беременности в организме женщины. С психоаналитической точки зрения причинами, приводящими к нарушениям физиологического течения беременности, могут являться противоречивые бессознательные тенденции. При отрицательном отношении к беременности у женщин нет радостного ожидания ребенка, она не стремится ее сохранить и избегать вредных воздействий.
Термин «внутриутробная война» был введен в 1981 г. Сильвио Фанти для обозначения противоречия между потребностью плода в росте и развитии и целостностью материнского организма (4) Согласно микропсихоаналитикам, в периоды, когда плод растет особенно интенсивно, проявляя свою активность, мать может испытывать приступы беспричинной тревожности, раздражительности, подавленности, агрессивности, что является отражением в ее бессознательном иммунных и нейрохимических реакций, связанных с «победой» плода. То, что мать и плод выживают в этом внутриутробном конфликте, по мнению Сильвио Фанти, похоже на чудо.
В отечественной психологии беременность рассматривается как изменение социальной ситуации развития женщины, предполагающее освоение нового опыта, его интериоризацию (5). Принятие беременности зависит от предшествующего онтогенеза материнской сферы женщины, прежде всего характера отношений с собственной матерью в детстве, представленности материнства в иерархии потребностей женщины и мотива сохранения беременности (6,7,8,9).
Значительное увеличение числа преждевременных родов при нежеланной беременности показано на отказных детях (10). Согласно исследованию (архивные материалы родильных домов, полученные методом случайной выборки) более 35% новорожденных, которые были оставлены своими матерями в роддоме, родились недоношенными (при 4% таких случаев в популяции), а у их матерей отмечалась высокая частота патологии беременности и родов (11).
Однако конфликт с материнством возникает не только при непреднамеренной беременности. Амбивалентное отношение (декларируемое желании беременности и при этом надежда на ее самопроизвольное прерывание) выявлено у 58.9 % первородящих и 35.4 % повторнородящих женщин при структурированном интервью 150 респонденток на разных сроках беременности (12). Выявлены признаки конфликта с материнством и при использовании ЭКО (13, 14, 15).
Согласно исследованию детских психиатров, около 50 % обследованных психически здоровых матерей не могли выработать адекватного отношения к ребенку на первом году его жизни (16). Можно предположить, что и в этих случаях конфликт не возник после рождения ребенка, а существовал уже в беременности.
Связь отношения к ребенку в беременности и после его рождения показано в ряде работ. В исследовании С.Ю.Мещеряковой с соавторами были выделены три уровня психологической готовности к материнству(6,17).
Высокий уровень наблюдался у 21 % испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они охотно разговаривали с неродившимся ребенком, прислушивались к шевелению ребенка и реагировали на него ответными действиями. Они ориентировались на стратегию «мягкого» воспитания (кормление по потребности, часто брать его на руки). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. Все отмечали, что любят детей младенческого возраста.
Женщины с низким уровнем готовности к материнству (27 % от всей выборки) чаще отмечали наличие в беременности колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативные переживания и ощущения; скупо и формально отвечали на вопросы о еще не родившемся ребенке, не пытались вступать в общение с ним. Они, как правило, оказывались сторонницами «строгого» воспитания, опасались избаловать ребенка. Многие отмечали отсутствие привязанности к матери в детстве и строгое отношение родителей; редко играли с куклами. Большинство предпочитали детей старше трех лет.
Женщины со средним уровнем готовности (52 %) давали ответы, частично сходные с ответами в первой группе и частично — с ответами в третьей группе. В установках на воспитание они обнаружили намерение не брать часто ребенка на руки, но при этом не были сторонницами кормления по часам. Половина женщин из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, а про ранний их ранний детский опыт взаимоотношений с родителями ответили, что бывало «по-всякому»). Треть группы отдавала предпочтение в детстве играм с куклами; половина отмечала, что особенно любит детей до года, остальные — детей постарше.
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству в беременности соответствовали разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся после рождения ребенка. Подтверждена связь между отношением к материнству и ребенку в беременности и после родов и в других исследованиях (18,19)
Из приведенного обзора следует, что конфликт с материнством в беременности – довольно распространенное явление. Следствием его становятся как осложнения в беременности и родах, так и нарушения взаимодействия матери с ребенком после его рождения. Поэтому диагностика и устранение конфликта с материнством является важной социальной задачей.
Конфликт беременной с материнством требует самого пристального внимания со стороны психологов-практиков. В задачи перинатального психолога входит диагностика конфликта с материнством и содействие его устранению. От этого зависит психологическое благополучие матери и ребенка.
Вебинар “ Конфликт с материнством у беременной”
Курс “Основы перинатальной психологии и психологии родительства”
Литература
1. Карпачева М. В. Быть женщиной – терпеть боль. Журнал клинического и прикладного психоанализа, 2022, 3(1), С.124-137
2. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной, СПб., 1997
3. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т. — М. : Смысл, 1997
4. Фанти С. Микропсихоанализ. M., 1995. С. 171—194
5. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО, Специальный выпуск // М., 2005, С.228-230
6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18–27
7. Филиппова, Г.Г. Психология материнства, М.,2002;
8. Ланцбург М.Е., Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций Психологическая наука и образование, 2011, № 1, С.15-26
9. Захарова Е.И. Психология освоения родительства М., 2014
10. Лангмейер Й, Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте, 2002
11. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. №5
12. Мамышева Н. Л., Шелехов И.Л. Материнство в зеркале невротического конфликта Вестник Томского государственного педагогического университета Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология, c 91-94
13. Айвазян Е.Б , Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: автореф… дис. кан. психол. наук, М., 2005
14. Соловьева Е.В., Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения, и их взаимодействие с матерями: автореф… дис. кан. психол. наук, М., 2013,
15. Якупова В.А., Особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО: автореф… дис. кан. психол. наук, М., 2015
16. Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина Т.А. Психические расстройства у детей первых лет жизни и психическое здоровье их родителей // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995
17. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты Философия Психология Социология. М., 1996)
18. Брутман И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологических состояний женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110–118
19. Чижова В. Ф. Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 4, С.146-152