М.Е. Ланцбург - перинатальный психолог, психотерапевт, кандидат биологических наук, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства
Отношение к себе и ребенку у матерей после ЭКО содержит больше нереалистичных ожиданий, чем у матерей после спонтанного зачатия. В целом ряде психологических исследований (Colpin и др., 1998; Соловьева Е.В,2014, 2016; Якупова В.А, 2016; Аникина В.О. и др., 2020, 2023) показано, в у женщин, зачавших посредством ЭКО, чаще доминирует эйфорический компонент по поводу наступившей беременности при игнорировании ребенка и предстоящего материнства. Они действительно рады долгожданной беременности, которая многим далась дорогой ценой и оплачена предыдущими утратами. Однако именно вследствие утрат многие из них берегут себя от завязывания отношений с внутриутробным малышом, опасаясь и избегая повторения боли от потери. То есть их переживания фиксируются на радости от самой беременности, а материнская компетентность – чувствительность и отзывчивость к ребенку - не развивается
При желанной беременности от спонтанного зачатия женщины также испытывают положительные эмоции от факта беременности. Но по мере ее развития и ощущения шевелений они пытаются вступить во взаимодействие с ребенком, понять его и подстроиться под его потребности. Таким образом развивается материнская компетентность. Поэтому когда ребенок рождается, они уже сроднились с ним, кое-что знают о нем, опираясь на развившуюся в течение 4 месяцев чувствительность и отзывчивость, настроены на продолжение контакта с ним.
Еще одна яркая особенность проявляется в том, как будущие мамы реагируют на кукол-младенцев, на которых отрабатываются навыки взаимодействия с малышом. Это то, что я наблюдала на протяжении многих лет в Школе для пап и мам. Обязательной частью обучения были упражнения с пупсами - поддержки, массаж при коликах, переодевание подгузников. В 3 триместре беременности отношение к кукле-младенцу отражает реакцию будущей мамы на гештальт младенчества. Беременные с адекватным и тревожным стилем переживания беременности охотно берут пупса, стараются научиться действиям с ним и просто с удовольствием держат на руках. Многие беременные после ЭКО берут куклы со стола с напряженным выражением лица и делают упражнения формально, без эмоционального сопроволждения. По-видимому, в этом также проявляется защита от возможной эмоциональной включенности в ребенка при неуверенности, будет ли беременность доношена.
Обращали ли вы внимание – на форумах матерей, посвященных детям, рожденным с помощью ЭКО, содержатся долгие описания пути к беременности, сложности беременности и родов, а о контакте с ребенком во время родов почти ничего нет. Информация о периоде после рождения содержит, главным образом, сведения о здоровье ребенка.
Матери с детьми после ЭКО проявляют больше тревожности и в большей степени ориентируются на внешнюю оценку, чем женщины, зачавшие естественно. Они внимательно присматриваются к здоровью ребенка. При этом у них страдает чувствительность к ребенку, а требования к нему могут быть завышены относительно возрастной нормы (Ланцбург М.Е., Соловьева Е.В., 2013). Это проявляется в желании, чтобы ребенок был приучен к горшку, считал до 10 и знал алфавит к концу первого года, читал слова в два года, узнавал поэтов и композиторов к 3 годам. Одновременно мамы с первым ребенком после ЭКО имеют завышенные требования к себе, зачастую не будучи готовыми к трудностям и реальности материнства.
Следствием таких завышенных ожиданий становится разочарование в материнстве, неуверенность в себе как матери, делегирование родительских функций.
То есть путь женщины, пришедшей в материнство через ЭКО, оказывается сложнее не только на этапах лечения бесплодия и вынашивания, но и после рождения ребенка. Об этом должен знать каждый перинатальный психолог, чтобы содействовать наиболее мягкому и безболезненному вхождению женщины в новую роль.
Психологическая помощь при ЭКО
Полное расписание для специалистов
Обучение перинатальной психологии