Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Нереалистичные ожидания после ЭКО

М.Е. Ланцбург - перинатальный психолог, психотерапевт, кандидат биологических наук, руководитель Центра перинатальной психологии и психологии родительства

Отношение к себе и ребенку у матерей после ЭКО содержит больше нереалистичных ожиданий, чем у матерей после спонтанного зачатия. В целом ряде психологических исследований  (Colpin и др., 1998; Соловьева Е.В,2014, 2016; Якупова В.А, 2016; Аникина В.О. и др., 2020, 2023) показано, в у женщин, зачавших посредством  ЭКО, чаще доминирует эйфорический компонент по поводу наступившей беременности при игнорировании  ребенка и предстоящего материнства. Они действительно рады долгожданной беременности, которая  многим далась дорогой ценой и оплачена предыдущими утратами. Однако именно вследствие утрат многие из них берегут себя от завязывания отношений с внутриутробным малышом, опасаясь и избегая повторения боли от потери. То есть их переживания фиксируются на радости от самой беременности, а материнская компетентность – чувствительность и отзывчивость к ребенку - не развивается

При желанной беременности от спонтанного зачатия женщины также испытывают  положительные эмоции от факта беременности. Но по мере ее развития и ощущения шевелений они пытаются вступить во взаимодействие  с ребенком, понять его и подстроиться под его потребности. Таким образом развивается материнская компетентность. Поэтому когда ребенок рождается, они уже сроднились с ним, кое-что знают о нем, опираясь на развившуюся в течение 4 месяцев чувствительность и отзывчивость,  настроены на продолжение контакта с ним.

Еще одна яркая особенность проявляется в том, как будущие мамы реагируют на кукол-младенцев, на которых отрабатываются навыки взаимодействия с малышом.  Это то, что я наблюдала на протяжении многих лет в Школе для пап и мам. Обязательной частью обучения были упражнения с пупсами - поддержки, массаж при коликах, переодевание подгузников. В 3 триместре беременности отношение к кукле-младенцу отражает реакцию будущей мамы на гештальт младенчества.  Беременные с адекватным и тревожным стилем переживания беременности охотно  берут пупса, стараются научиться действиям с ним и просто с удовольствием держат на руках. Многие беременные после ЭКО берут куклы со стола с напряженным выражением лица и делают упражнения формально, без эмоционального сопроволждения. По-видимому, в этом также проявляется защита от возможной эмоциональной  включенности в ребенка при неуверенности, будет ли беременность доношена.

Обращали ли вы внимание – на форумах матерей, посвященных детям, рожденным с помощью ЭКО, содержатся долгие  описания пути к беременности, сложности беременности и родов, а о контакте с ребенком во время родов почти ничего нет. Информация о периоде после рождения содержит, главным образом, сведения о здоровье ребенка.

 

Матери  с детьми после ЭКО проявляют больше тревожности и в большей степени ориентируются на внешнюю оценку, чем женщины, зачавшие естественно. Они внимательно присматриваются к здоровью ребенка. При этом у них страдает чувствительность к ребенку, а требования к нему могут быть завышены относительно возрастной нормы (Ланцбург М.Е., Соловьева Е.В., 2013). Это проявляется в желании, чтобы ребенок был приучен к горшку, считал до 10 и знал алфавит к концу первого года, читал слова в два года, узнавал поэтов и композиторов к 3 годам. Одновременно мамы с первым ребенком после ЭКО имеют завышенные требования к себе, зачастую не будучи готовыми к трудностям и реальности материнства. 

Следствием таких завышенных ожиданий становится разочарование в материнстве, неуверенность в себе как матери, делегирование родительских функций.

То есть путь женщины, пришедшей в материнство через ЭКО, оказывается сложнее не только на этапах лечения бесплодия и вынашивания, но и после рождения ребенка. Об этом должен знать каждый перинатальный психолог, чтобы содействовать наиболее мягкому  и  безболезненному вхождению женщины в новую роль.

 Психологическая помощь при ЭКО

Полное расписание для специалистов

Обучение перинатальной психологии

 

Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
с 23 мая-1 августа (11 вебинаров по пт в 19.00 мск + запись)
ОТ 13500 руб
25000 руб
-46%
Кто я и зачем? Самореализация и предназначение
онлайн-курс
с 23 мая-1 августа (11 вебинаров по пт в 19.00 мск + запись)
Бесплатно
Предварительная запись на курс "Кто я и зачем? Самореализация и предназначение"
онлайн-курс
перенесен на 20,21,23 мая в 20.00 (мск)
ОТ 6800 руб
20000 руб
-66%
Работа с утратой в перинатальном периоде
дистанционный курс
предварительная запись на май 2025 г.
25500 руб
Курс "Токсичные люди в вашей жизни"
онлайн-курс из 4 встреч
открыта предварительная запись на 2025г.
Бесплатно
Предварительная запись на тренинг "Кто я и зачем? про призвание и самореализацию"