Категории психологической антропологии в построении психологической теории пренатального развития и предмета пренатальной практики
Юлия Шмурак
Институт педагогических инноваций РАО
Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников:
- из спонтанного мировоззрения (public);
- из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике;
- из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;
- из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;
- Частичное возвращение в обыденное сознание традиционных, религиозных, духовных и иных интуитивных оснований регуляции и саморегуляции сознания и поведения родителей, ожидающих ребенка, играет двоякую роль. С одной стороны, практика начинает ориентироваться на гуманизацию процессов вынашивания и родов. С другой стороны, любое нерефлексивное сознание обладает такими чертами спонтанного мировоззрения, как мифологичность (абсолютизация той или иной идеи или авторитета) и случайность (отсутствие средств интеграции различных общих идей). Дефицит мировоззренческой рефлексии (теоретического мышления) у пренатального практика приводит к конкуренции идей, проблематизации и разрушению самой практики, а искусственное или насильственное предпочтение того или иного абсолюта может обернуться возникновением изолированных сообществ с эзотерической пренатальной практикой.
- Необходимость теоретического знания для практика возникает при попытках изменить масштаб деятельности (распространить опыт на большее число людей, эффективно передать опыт), а также при попытках коммуникации лидеров различных направлений друг с другом, при междисциплинарной коммуникации. Родители и специалисты по акушерству, превращаясь в воспитывающее сообщество, сталкиваются с недостаточностью декларации принципов духовного акушерства для отношения к внутриутробному ребенку как к человеческому существу, с недостаточностью понимания сущности происходящего в пренатальном периоде, с дефицитом собственных представлений о нормативных условиях и предпосылки человеческих способностей в этот период, а также с рассогласованностью имеющихся представлений со способами и средствами деятельности. («Межрегиональная конференция «Молодая семья и сознательное родительство»,24–26 мая 1996 г.). Сегодня ни психология, ни философия не в состоянии предоставить практике целостной теоретической модели внутриутробного развития.
- Пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науке принадлежит признание объективности эмбриональной психики (Verny). Были обнаружены разнообразные способности внутриутробного человека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в тех изменениях, которые социальная среда оказывает на тело плода, доказаны связи между эмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулирована теория первичных адаптивных систем и описаны нейрогормональных механизмов, преобразующих материнские эмоции и переживания в факторы воздействия на плод, как обучающие, так и травмирующие (Odent). При этом источник развития внутриутробной психики полагается вне ее самой, а в генетических и социальных факторах, опосредованных материнскими эмоциями, которые могут способствовать разворачиванию программы созревания, либо разрушать ее. Созданные на основе этой модели социальные программы заботы о материнстве опирались на необходимость контролировать субъективные влияния будущей матери на собственную беременность и были направлены на коррекцию и компенсацию негативных социальных и психологических факторов. При этом подходе фактическим гарантом благополучной беременности и здоровья ребенка является принятие практиком (врачом-акушером), а вслед за ним — и будущей матерью данной модели внутриутробного развития, которую мы назвали «Модель регулируемой коммуникации». При таком подходе и будущая мать, и внутриутробный младенец должны переживать только позитивные эмоции. Таким образом, врач стремится минимизировать не только негативные переживания с источником вовне, но и те, что имеют внутренний источник (различного рода прихоти, «беспричинные» изменения настроения, воспоминания, фантазии, страхи, ощущения, « автономные» мысли и чувства).
- В гуманитарных исследованиях возникала иная модель. Обнаружив во внутреннем мире пациента переживания, которые были верифицированы как относящиеся к пренатальному опыту, психотерапия « встраивает «эти данные в существующие психологические теории: различные направления психоанализа (Burger-Piaget, Deutsch, Dolto, Lewis,Фанти), гештальпсихологии (Dowling),трансперсональной психологии (Grof). Внутриутробный ребенок в гуманитарных науках является человеческим существом, обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной. С этой точки зрения, травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного младенца отсутствуют средства коммуникации, он не был « услышан» и « понят» матерью. Практика, основанная на этой модели, стремится к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает психотерапевтическая группа и/или психотерапевт, помогающие перевести в слова телесные и визуальные переживания. Эта модель допускает участие будущих матерей в интенсивных формах психотерапии. Эта модель получила название «Неограниченная коммуникация». При этом отрицательные эмоции матери, переживающей и отреагирующей психотравмирующие события своей жизни, начиная с эмбрионального опыта, в определенный период могут нанести травму будущему ребенку.
- Анализ существующих моделей заставил предположить неоднородность периода беременности в отношении сензитивности матери и внутриутробного ребенка. Мы предлагаем интегративную модель пренатального развития, которая опирается на категории нового направления в психологии — психологии человека, или психологической антропологии (Слободчиков, Исаев). Та или иная форма субъективности является результатом развития со-бытийной общности на некотором временном отрезке жизни. Определяя возраст как регулятивную категорию, психологическая антропология предлагает в качестве основания периодизации развития категорию ступени, которая включает в себя этапы становления и развития общности. (Слободчиков, 1991).Внутриутробный период жизни человека рассматривается как особый возраст, особая ступень развития человеческой реальности (внутренннего мира, субъективности), ступень воплощения. Общая « возрастная» задача человека на этой ступени состоит в том, чтобы к моменту родов (рождения) стать со=участником общения в сознании, переживаниях и деятельности матери. Процесс становления пренатальной общности согласует и упорядочивает пренатальные способности внутриутробного младенца, создавая основу для материнской программы постнатального общения.
- Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни — ступень воплощения — структурно включает в себя 2 критический и два стабильных периода; каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога)
Схема развития субъективной реальности. Ступень воплощения
|
Период совместности |
Период самобытности |
|
кризис рождения |
стадия принятия |
кризис развития |
стадия освоения |
Ступень воплощения |
кризис инобытия
0–13 нед. д. р. |
плод
8–16 нед. д. р. |
кризис фетальности
15–22 нед. д. р. |
Внутриутробный младенец
20–28 нед. д. р.< |
- кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития — обособление оплодотворенной клетки от организма матери метафорически описан С.Фанти как « внутриутробная война», сходная по биологическим механизмам с развитием опухоли. Для этого периода адекватны противоположные борьбе меры — организация сообщества (Встреча) беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях;
- стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития — отождествление с организмом матери, психологически выступает как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, «обособление» материнского опыта через отреагирование и осознание;
- кризис фетальности. Механизм развития — снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологический смысл этого кризиса — мать получает возможность придать смысл этим движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка. Адекватной моделью являются практики, основанные на модели регулируемой коммуникации, однако регуляция осуществляется не только пренатальным специалистом, но и подготовлена работой матери на предыдущем этапе;
- стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития — отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;
- кризис внутриутробного младенчества, или родовой относится к следующей ступени, ступени оживления. По описаниям С.Грофа в процессе родов также наблюдается чередование механизмов отождествления-обособления, то есть в родах матери необходимы одновременно оба типа психологических умений, развитых во время беременности: программы соединения и опыт эмоционального обособления.