Жаркин Н.А., Подобед Н.Д., Александрина Е.В., Мирошников А.Е.
Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской академии
Сложившаяся в предверии Третьего Тысячелетия демографическая ситуация в России заставляет обратить особое внимание на родовспоможение. Обвальное снижение рождаемости, естественная убыль населения в Волгоградском регионе на протяжение 10 лет вызывает необходимость бороться за жизнь каждого родившегося и еще нерожденного ребенка. При этом помимо физического здоровья немаловажное значение имеет и духовно-нравственное состояние потомства, поскольку формирование будущего поколения россиян происходит в новых общественно-экономических и социальных условиях. Оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание (8).
В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но, к сожалению, на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира заметили, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. В то же время в обществе наметилось повышение интереса к психологии личности, психологии рождения и смерти, смысле нашего бытия. Исследования, проведенные в данной области знаний, позволили взглянуть на проблему беременности и родов по-новому. Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в «Ассоциации перинатального воспитания», возник новый раздел науки о человеке — перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека.
Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По С.Грофу (5), перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией.
Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и, что не менее важно, физически и психически здорового. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры Родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства (3).
Безусловно, что формирование родительской культуры происходит в семье. Однако в силу объективных обстоятельств, сложившихся в нашей стране под влиянием политических событий, основы родительской культуры во многом утеряны. Восстановление ее с учетом национальных традиций может повлиять не только на уровень рождаемости и качественные показатели работы службы родовспоможения, но и многие общественные процессы.
Целью работы явилась разработка методики подготовки семейных пар к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц плода и развития родительской культуры.
Для достижения указаной цели были поставленные следующие задачи:
В настоящее время методы подготовки беременных к родам в женских консультациях г.Волгограда можно разделить на 3 группы:
С учетом вышеизложенного в нашей клинике третий год выполняется подготовка семейных пар к появлению у них ребенка (7). Занятия проводятся в родильном доме Центрального района (профессор Н.А. Жаркин), женской консультации Кировского района (врач А.Е. Мирошников) и Тракторозаводском роддоме (ассистент Е.В. Александрина). Подготовка предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздоровительной. Групповые занятия расчитаны на 3 месяца по 3 занятия в неделю.
Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторождения, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания. В тематических занятиях используются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.
Воспитательная программа предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком. Делаются попытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применяются методики личностного ориентирования (8). Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспитательная программы предусматривают в первую очередь создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода.
Оздоровительная программа предусматривает оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью используются компьютерная психодиагностическая система на основе ММРI, акупунктурная диагностика (12). Проводятся занятия по оздоровительной гимнастике с элементами массажа в гимнастическом зале и бассейне с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений. По окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до срока родов. По объему часов каждый раздел занимает примерно равное количество времени. Выполнение всех трех программ позволяет строить акушерскую тактику в отношении родоразрешения.
За 2 года работы родоразрешено 66 женщин. Большинство из них имели генитальную или экстрагенитальную патологию, обсуловившую высокий риск перинатальных и акушерских осложнений. К такой группе относилось 30 (45,5%) беременных. Большинство первоначально имели страх перед родами, боязнь болей. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у шестерых (9,1%), мягкие — у 34 (51,5%) женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок имел спокойное поведение, не кричал, проявлял живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей при этом после адаптации к свету (примерно через 5–7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 3-и стуки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3-х секунд).
В рамках данной программы впервые в Волгограде внедрена технология водных родов (6), с помощью которой родоразрешено 41 (62,1%) беременная. Ни в одном случае не было необходимости медикаментозного обезболивания родов. Осложнения в виде дискоординации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в последовом периоде было у 2 (3%). Кесарево сечение произведено трем роженицам (4,5%). Осложненные роды у этих пациенток проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов (развод с мужем), неверие в собственные силы, легкомысленного отношения к духовной работе над собой. Перинатальных потерь не было. В состоянии асфиксии легкой степени родился один (1,5%) ребенок с тройным тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Все дети выписаны из родильного дома на полном естественном вскармливании. До года на смешанном грудном вскармливании находилось 48 (80%) из 60 детей, из них один ребенок — на полном естественном вскармливании. Результаты анкетирования родильниц показали, что не менее 90% перворожавших женщин не исключали возможность рождения второго ребенка, мотивируя это прекрасными впечатлениями от прошедших родов. Принимая во внимание основную цель работы — формирование перинатальных матриц ребенка, за детьми продолжается наблюдение психолога и педиатра. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что физическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку по нашей программе имеет тенденцию к опережению. Однако о закономерностях пока говорить преждевременно.
Таким образом, в подготовке беременных к родам следует учитывать необходимость формирования перинатальных матриц плода и родительской культуры. Это позволяет обеспечить устойчивое психоэмоциональное состояние женщин, повысить частоту мягких и сладостных родов, улучшить качественные показатели службы родовспоможения.
Литература